• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:54 

Потерянные сюжеты и персонажи

Линхха
All thеsе moments won't be lost in time like tears in the rain
Здравствуйте! Нужна помощь.

Не помнит ли кто персонажей или сюжетов (сюжетных линий), по какой-либо причине не вошедших или не вышедших в изданное произведение?
Вот описал автор какой-то характер в черновике, дал ему имя, придумал какие-то события и черты, но потом вычеркнул, или не дописал (умер, бросил), но информация или черновики все-таки остались и стали достоянием общественности.

Например, Ларсон - противоположность Карлссона, живет в подвале, неприятный и некрасивый тип. Астрид Линдгрен упоминала о нем в черновиках, хотела продолжить приключения Малыша и Карлсона, но не успела.
Или альтернативный конец "Золотого теленка", в котором Остап женится на Зосе.

Может, кто-то вспомнит или подскажет, где можно поискать такую информацию, литературоведческие источники по конкретным авторам, например. Буду стрррашно благодарна!

@темы: Литература

23:56 

Доброго времени суток!

До синих чертиков
В каморке, что за актовым залом, рефлексировал Жан-Поль Сартр (с).
Эстетизм в соременной поэзии. Как вы думаете, для каких поэтов он характерен?

@темы: поэзия

00:22 

Злодей или Жертва. Психология Локи.

Всем доброго времени суток! Решила поделиться ссылкой на очень заинтересовавшую меня статью.
Многие знакомы с Локи по скандинавским мифам, кто-то узнал о нем из культового фильма "Тор", но и те, и другие, скорее всего, знают его как бога притворства, провокатора и личность, лишенную моральных основ. Но так ли это? В своей статье Локи - трикстер: посредник, культурный герой, злодей и жертва Галина Беденко предлагает иной взгляд на этого яркого и неоднозначного персонажа древних сказаний.

@темы: Литература, смежные науки

11:38 

morlin
sick boy
Может, я не в тему и не к месту с этим вопросом, но как-то не соображу, куда еще податься.
Суть дела такая:
Существует серия книг, весьма популярных в англоговорящих странах. На русский переводилось только две, и те - на Украине.
И существует некий энтузиаст, который страшно хочет протащить эти книги в российские издательства, потому что, во-первых, они славные, во-вторых - популярного у нас жанра, в-третьих, они недавно начали экранизироваться и таки попользовались некоторым успехом у русскоязычных зрителей.
У энтузиаста нет ни малейшего представления о том, реально ли это вообще - предложить какому-то издательству не рукопись, а агитлистовку с идеей издания у нас книг, которые еще придется переводить и т.д? Стоит ли вообще пытаться? Или такой практики нет и не будет?

12:58 

Зарецкая [DELETED user]
Приглашаю всех в новое сообщество!

«ПИШУ ЗА КНИГУ» - это литературные конкурсы с реальными призами!
Пишите, обсуждайте и получайте в подарок самые интересные, полезные и захватывающие КНИГИ!

www.diary.ru/~pishu-za-kniguf/

22:17 

Neo Queen
Торжественно клянусь, что замышляю только шалость!
Приветствую сообщников!
Возможно, вопрос мой будет не по теме, однако, буду премного благодарна, если вы мне поможете..
Приобрела электронную книгу, что бы экономить в дальнейшем на печатных изданиях, а сайты, где можно бесплатно качать нужную литературу найти не могу.
Поделитесь пожалуйста ссылочками, кто чем может ;(

@темы: Литература

04:14 

Герои и героическое

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Мировая литература создала великое множество героев. Литературоведение подтягивалось, создавая классификации и методологии. Ни одна из них не подходит, или я с ней не знакома (что тоже может быть - теория литературы моим любимым предметом не была). Хотелось порассуждать о героях и героическом. Это скорее заметки на полях собственного мнения и если у кого есть что сказать по сему поводу - я только за.

Что такое герой? Под "хотим героев" мы все-таки понимаем не "литературного героя" (это для современного языка лишь более научный вариант слова "персонаж"), а нечто более широкое. Определение из толкового словаря современного русского языка мне не нравится своей раздробленностью: по-моему приведенные значения стоило бы объединить если не в единое, то по крайней мере в два основных и смысла выделять целых 6 значений я не вижу.

Из тех мнений о природе героя с которыми мне доводилось сталкиваться, лично я выбираю Гегеля: герой как воплощение национального духа.
крайний термин — всеобщность, мир богов, через средний термин — особенное — связан с единичностью, с певцом. Средний термин — это народ в своих героях, которые, подобно певцу, суть единичные люди, но лишь представленные и в силу этого в то же время всеобщие, подобно свободному крайнему термину — всеобщности, [т. е.] богам.
Феноменология духа
В моем понимании герой является неким сверхчеловеком, но приставка сверх- требуется для того. чтобы как-то обозначить эту природу для современного мира. Герой - человек, воплотивший свое богоподобие, причем не в христианском (хотя именно в христианстве, а точнее в Христе, герой воплотился наиболее полно и глубоко), а в широком смысле. В языческой Греции например герои приравнивались к полубогам, да и не только там.

А теперь галопом по истории литературы или как развивалось представление о герое.
1. Герой эпический.
Вот в нем-то божественное начало и проявляется наиболее ярко. Эти герои "ужасны и прекрасны" в одном абзаце текста. Или, как в данном случае, в одном небольшом сказании:
От великой ярости облик Кухулина исказился и стал ужасен: все его кости, все суставы и сухожилия пришли в движение, мышцы вздулись буфами, волосы встали дыбом и превратились в железные острия. Один глаз ушел в глазницу так глубоко, что и журавль не смог бы его достать, а второй выкатился наружу и стал размером с котел, в котором можно сварить теленка.
Стук его сердца был подобен рычанию льва, молнии сверкали вокруг лба, а над макушкой поднимался столб багрового дыма, словно над крышей дома, в котором зимним вечером остановился король.

Облачился Кухулин в шелковую рубаху и пурпурный плащ, падающий пятью складками и украшенный бахромой. Его глаза сияли, как драгоценные камни, волосы, черные у корней, красные посредине, золотые на концах, лежали кольцами. Сел Кухулин в свою колесницу и проехался перед вражеским войском - туда и обратно. Женщины четырех королевств любовались его красотой и просили своих мужей и отцов посадить их на щиты и поднять повыше, чтобы могли они лучше видеть Кухулина.

Похищение быка из Куальнге

Думаю, многие помнят ярость греческих или скандинавских героев. В общем, там также: герои как и боги не могут быть поняты обычным человеком. Человека они пугают, человеку недоступна такая высота духа и воли. Напоминает Ницше, не правда ли? Ну, он сам признавал связь своих воззрений с античностью. Между человеком дохристианской эпохи и героем его эпоса пролегает пропасть - герой абсолютно недосягаем, он не оставляет равнодушным: его обожают или ненавидят, восхищаются или боятся. Эти герои почти никогда не умещаются в мораль своего времени - им там тесно: то учителя случайно убьют, то с богами повздорят, то, обманув законы гостеприимства, золотое руно украдут, то подговорят царских дочерей убить отца, то царевну похитят.
В половине случаев им ничего за это не бывает: они герои, им и не такое можно. В половине случаев не прощается, поскольку они смертные и должны подчиняться установленным законам, так что тут уж как повезет. Эти герои также знают себе цену, самовосхваления - неотъемлемая часть эпоса.
Конфликт можно обозначить как "герой и его великие свершения" - на не великие герои эпоса не размениваются.
Масштаб: личность. Даже если герой спасает страну от вражеского нашествия, он это все равно делает потому, что именно он счел нужным пойти и спасти всех. А завтра может и не счел бы - настроение плохое и прочие "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Он не человек, его реакции не предсказуемы.

Герои средневековья.
Они тоже не совсем люди, но они именно прекрасны, а не ужасны. Это воплощение куртуазного идеала: и рыцари, и дамы. Рыцарей враги конечно боятся, но метаморфоз, подобных кухулиновским, мы там не найдем. Герой куртуазного романа обязательно совершает какой-нибудь смертный грех, искуплением которого потом занимается. Тристан и Изольда, Ивейн или рыцарь со Львом и т.д.
В первом случае предан сюзерен во имя любви к его супруге, во втором - возлюбленная во имя подвигов и приключений, после чего следует период отшельничества и искупления, чаще всего со счастливым финалом. Важно, что ни одно слово, ни одна деталь пейзажа и т.д. в средневековом романе не случайна, это абсолютная аллегория и даже если герои говорят о погоде, на самом деле они беседуют о спасении души. Здесь богопобие героя реализуется уже в христианской парадигме.
Конфликт: преодоление суетных страстей и торжество добродетели, спасение души.
Масштаб: социальный слой. Рыцарь ведет себя так, как положено рыцарю. Он постоянно вспоминает о том, как должен поступить рыцарь и т.д.

Герои классицизма.
Но, "век добрых рыцарей прошел", и на первое место выходят служение стране и государю в ущерб собственной чести, собственным интересам и т.д. Гражданские добродетели возведены в культ, чему немало способствуют централизация власти и повальное увлечение образцами античности, но не героями, а философами или непростыми, но все же смертными - людьми. "Человек - мера всех вещей", провозгласили мыслители Ренессанса и герой начал постепенно спускать с небес. Если героем или рыцарем надо родиться, то гражданина в человеке можно воспитать. Однако, герой пока еще существо исключительное. Кстати, что немаловажно: этот герой социален. Он не архетип уже благородного рыцаря и не полубог, он человек, живущий постоянно среди других людей, взаимодействующий с ними. Примеры: Сид Корнеля, Опыты Монтеня и т.д.
Конфликт: утверждение гражданских добродетелей.
Масштаб: государство, нация.

*На самом деле здесь и далее (да и ранее тоже) такое разнообразие персонажей, что в глазах рябит. Но в той мере, в которой я пытаюсь говорить о героях пока ограничусь этой краткой характеристикой без особенного углубления.*
Далее происходит развитие процесса, который начался в классицизме: герой спускается с небес на землю и чем дальше, тем ниже, чем ближе к нашему времени, тем меньше в герое исключительности и богоподобия, тем больше он похож на обывателя. Можно ли говорить о таком герое, как о воплощении национального духа? Пожалуй, да. Но с поправкой на то, что герой из архетипа становится человеком или тем, что мы называем личностью. Приставка сверх- растворяется в социализации.

Герой сентиментализма.
Торжество чувства. В лучшем случае человек обладает врожденным (природным) знанием о том, как ему нужно жить для торжества добродетели или, точнее, для создания справедливого общества ( Руссо Юлия или Новая Элоиза). В худшем - социальная сатира, приправленная изрядной долей самооправдания (хрестоматийная Бедная Лиза Карамзина, Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Л. Стерна). Но именно здесь мы впервые встречаем героя посланника, который обладает врожденным знанием и потребностью в утверждении этого знания.
Конфликт: личные демоны.
Масштаб: внутренний мир.

Герой романтизма.
Можно сказать, что движение романтизма появилось в качестве эстетического протеста против машинерии и научно-технического прогресса - все вокруг заполонили пароходы и поезда, народу не понравилось. Вот тут-то и началось раздолье для байронических героев, у них там гнездо, т.е. утверждается самоценность индивидуального восприятия мира. Кстати, по-моему только в эту эпоху становится возможным такое нарицательное, как байронический герой: это не проявление архетипа, а подражание подражанию. Романтики решили, что мир не таков, каким кажется. Они воскресили леших, русалок и других фольклорных персонажей и наводнили ими окрестности. Лесной царь Жуковского, Мицкевич, Гоффман (не буду поминать Байрона, все и так догадались). Впрочем, вместо мистики можно было просто отправиться в дальние страны, как это любил Байрон или на Каваказ, как мы это видим у Лермонтова (Печорин вполне романтический герой).
Конфликт: Мир воображаемого, которое может оказаться реальным. Или попытка утвердить нестандартное мировосприятие.
Масштаб: бунт человека против человечества.

Герой реализма.
Предполагает "адекватное изображение действительности". Порой эта адекватность превращается в сюжет типа "А кузнец Вакула тем временем ковал что-то железное". Тема маленького человека, столь любимая в русской литературе, разворачивается здесь во всей красе - масса вылезает на первый план. Госпожа Бовари Флобера, почти весь Чехов, значительное количество советской литературы. Герой (даже если он совершает нечто выдающееся, что не является обязательным условием) - эдкий "добрый мой приятель". Таких людей сотни, тысячи. Теряется значение имени героя - какая разница будут ли его звать Васей или Петей? Именно здесь становится возможным установление тождества герой - персонаж. Любой герой, важен каждый, каждый является героем в своей повседневной жизни. Для лакея нет героя, как говорят французы.
Конфликт: человек и общество. Причем конфликт (это именно конфликт, в широком понимании слова: противостояние) происходит на уровне идеологии или предрассудков.
Масштаб: мы и они.

Герой неоромантизма, фантастики, фэнтези.
Реализм превратил окружающий мир в череду будней и банальностей, а человеку все-таки хотелось чего-то с приставкой сверх-, в результате чего начало набирать обороты прямо противоположное реализму движение. Душа жаждала сказки, человек ее получил. Блок Балаганчик, Белый Симфонии, всем нам известный профессор Толкиен и т.д.
Конфликт: человек и абстракция (Зло, Звезды, Свет и т.д.)
Масштаб: действие происходит за пределами Ойкумены или и там, и сям: обитаемая вселенная расширяется.

Герой постмодернизма.
Решила все-аки выделить этих героев в отдельную группу, хотя в основном герои постмодернизма унаследованы из последних двух направлений: противостояние реализма и неоромантизма и всех ликов его мы можем видеть в количестве среди издательских новинок. Однако есть и чисто специфическая черта героя постмодернизма: он эклектичен до абсолюта. То есть герой реализма может быть помещен в условия неоромантизма (т.н. фэнтези о попаданцах), или наоборот (т.н. городское фэнтези). Кстати, у Пелевина мы видим оба варианта: Generation П - 1й и Священная книга оборотня - 2й.
Мне лично герои постмодернизма не близки - зачем совать героя туда, где он по определению не уместен? Обстоятельства не сделают из мелкой душонки героя.
Ни конфликта, ни масштаба я выделить не могу - все слишком разнообразно. Да они и не нужны здесь, ведь смысл в эклектике.

@темы: теория литературы

21:36 

Начинаем разбор сборника Бодлера "Цветы зла."

napa3umKa
У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества. - Г. Гейне
Не смотря на то, что уже 19, а 18 главный Литературовед что-то не стала (или забыла?) создавать данное обсуждение, я возьму на себя обязанности и объявлю о начале разбора сборника Ш. Бодлера "Цветы зла".

Вообще, читать сборники стихов неблагодарное дело. Ведь это получается множество отдельных произведений со своим смыслом, то есть читается быстро, но не значит, что должно и обдумываться в том же темпе. Вступление более или менее вводит тебя в антураж всего сборника... Должна сказать, что время написания сборника часто ассоциируется у самих же писателей с чем-то скучным, неинтересным, а скука то чувство, которое как червяк подтачивает основание жизни. И горе тебе, если ты не смог избавиться от такого паразита в своей душе - прогрызёт насквозь, оставив одну оболочку без души.

Вообще, само по себе название очень красноречивое. Как-то сравнивать такие понятия как цветы и зло несколько нелогично. Ведь цветы - это нечто красивое, возвышенное (и единственно, где это слово проявляется с негативной окраской в выражение "Это ещё цветочки" - о первом, ещё не столь явном проявлении чего-л. плохого, нежелательного (ну и тепличный цветок об изнеженном человеке)), ну, а зло - всё дурное, плохое вредное... (и т.д.) и как такие понятия можно скрестить? С другой стороны, ведь и зло зарождается из чего-то… И не будь оно столь привлекательным, то не валили бы толпами к нему толпы поклонников и желающих заполучить через него всё, чего им так не хватает для полного счастья. Да и цветы растут не из чистой красивой земельки, а из… ну, сами знаете.

Наверное не стоит читать автора, без прочтения в будущем, а лучше заранее его биографии или хотя бы вступительной статьи к его произведению. К сожалению, я читала сначала сборник, а потом уже о жизни автора Шарля Пьера Бодлера. Впрочем, по самому сборнику автор познаётся не хуже, чем по биографии. Не скажу, что я стала приклоняться перед его талантом, но я благодарна людям, которые советовали его к прочтению.
Здесь действительно есть грех во всей его красе, который познаёшь через призму авторского восприятия. Автор будто тащит волоком за собой по тем местам, по которым ты сам бы никогда не прошёлся, которых сторонился и, брезгливо морща нос, уходил, не попытавшись взглянуть. Часто картины, описанные Бодлером, внушали отвращение, многие заставляли спорить до хрипоты с автором, который следующим своим стихотворением подтверждал и углублял свою мысль, как бы отвечая на твои вопросы.
Без биографии трудно понять – почему были написаны те или иные стихи, и стоило, наверное, почитать его интимный дневник, но тут возникла проблема, что сам дневник только на французском языке.
Вообще, на мой взгляд – этот сборник стоит прочитать, хотя бы для общего развития, а людям пишущим – для умения видеть красоту и в таких отвратительных вещах… Ведь, «актер, выступающий на сцене» не «ответствен за роли преступников, им изображаемых» И нельзя игнорировать то, что происходить вокруг и любой пишущий «обязан с наивозможным совершенством приноровить свой ум и талант ко всевозможным софизмам и видам развращенности своего века» Ш. Бодлер.

@темы: семинар по Бодлеру

16:32 

Всем привет ;)
Не знаю, по теме ли это, но нужно проанализировать текст песни, ведь песня - тоже литературное произведение
посмотрите пожалуйста текст песни Animal Jazz "Как люди"
Может найдутся те, кому интересно, и кто поможет хоть в одном из пунктов
план анализа собственно
Заранее гигантсткое спасибо!
Можно на U-mail и не срочно, но если возьметесь за это, отпишитесь пожалуйста :)

16:55 

Микропроза

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Не знала о существовании такой формы, но судя по всему нечто весьма достойное внимания. Если я правильно понимаю, то микропроза предполагает высокую концентрацию символа на маленьком пространстве:) Исходя из приведенных ниже примеров - так оно и есть.

12.01.2011 в 18:08
Пишет Aprilscherz:

Микропроза
Итак, швейцарская литература. Повертев в руках список, первой на прочтение выбрала Корину Бий (1912-1979). В некоторых источниках говорится, что писательница она всё-таки французская. Скорее всего потому, что она писала на французском. У неё есть рассказы. И есть микропроза. Это вот так:
Милый дом

или вот так:


Побродив по паутине в поисках хоть какой-то литературной теории о микропрозе, нашла микропрозу испанскую, 4 миниатюры Марины Кжилевски и, всё-таки, немного теоретических напутствий тем, кто только собирается писать микропрозу.
Возможно, я чего-то не понимаю. Мне просто стало интересно, что вообще породило микропрозу как жанр? Все эти миниатюры похожи на эпизоды фильмов, в которых герой вспоминает прошлое. Маленькая эмоциональная зарисовка, отрывочек мыслей. Любопытно, и временами кажется что всё это время смотрел на картину. В любители не записываюсь, но знаю теперь, что есть такое занятное литературное явление.
Рассказы Корины Бий читать я только пробовала. Возможно эти вещи, для более утонченного настроения.
Здесь есть некоторые переводы её произведений.

URL записи

@темы: теория литературы

00:18 

Семинар.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
18.01.2011 начинаем разбор сборника Бодлера Цветы зла.
Предлагаю желающим ознакомиться с текстами, подумать над ними или просто историю периода посмотреть - тут у нас с вами полная свобода фантазии.дискуссию продолжаем в течение двух недель или месяца - посмотрим как пойдет - потом подводим итоги обсуждения - до чего мы с вами коллективными усилиями додумались.

@темы: анонсы

23:20 

Немного рекламы

No, I stopped taking my meds because I like crazy me better.


Добро пожаловать! Милостливые государи, давайте вместе дружно развивать фендом!

19:21 

Организационное

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Господа, все мы так или иначе связаны с литературой и теорией литературы. Большинство из нас учатся или закончили факультеты филологии, а сочувствующие копали эту область.
Сообщество существует уже довольно долго, наверное многие из вас, вступая в него, имели какие-либо ожидания. Я предлагаю высказать их в этом сообщении.
Как сообщество вижу я: это сообщество должно быть посвящено именно литературной критике, анализу и разбору литературный произведений, архетипам и символам литературы. Центральной задачей его является не аннотация или написание рецензий на восхитившие нас книги - для этого специальные сообщества - а именно мысли о путях развития и назначении текста, о его влиянии на культуру в целом.
Невозможно охватить все, но для успешного функционирования сообщества необходима программа. Мне казалось, что заявленных в описании "теории и истории литературы" достаточно, но, видимо, это не так.

Мне пришли на ум следующие положения:
1. Сообщество литературовед не является академическим - допустимо выражение мыслей как в специфической научной манере, так и размышления в вольном стиле.
2. Мнение должно быть обосновано, т.е. "Я думаю, что Пушкин был реалистом" - неверно. Верно: "Я думаю, что Пушкин был реалистом, потому что в его творчестве много бытовых деталей, описывающих жизнь людей той эпохи. Капитанская дочка, например".
3. На любое мнение может найтись другое мнение, не менее ценное и обоснованное. В литературоведении не существует абсолютной истины, поскольку многое зависит от точки рассмотрения того или иного произведения или направления.
4. Каждое мнение ценно. Если возникают контраргументы, это означает, что ваше мнение заинтересовало собеседника и стимулировало его умственную деятельность. вызвало отклик. Несогласие с вашим мнением не является "камешком в ваш огород", попыткой обидеть или задеть лично вас. Это приглашение к обсуждению, обмену мнениями.

Отдельно, виртуальные семинары
Как вы смотрите на то, чтобы устраивать виртуальные семинары?
Выбираем книгу, которая есть в сети или какую-нибудь широкую тему и анализируем. Предупреждаем друг друга где-то за месяц и обсуждаем в течение месяца. Потом выкладываем сумму мнений и выводов.

15:06 

Ольга Лукас, "Тринадцатая редакция"

варанка [DELETED user]
Крайне интересная книга о том, кто и как исполняет людские желания, что и кто им в этом мешает и что вообще из всего этого выходит. А выходит, надо сказать, много весёлого, радостного и забавного. Поднимает настроение и заставляет работать фантазию на всю катушку.

Действие книги разворачивается в Санкт-Петербурге в настоящее время. "Тринадцатая редакция", известная также как "Мертвого Хозяина Дом" - это место, где работают люди, бескорыстно исполняющие чужие желания. Есть у них конкуренты, тоже исполняющие желания, но требующие взамен подписать договор на продажу души бессмертной, одна штука. Все герои - и положительные, и отрицательные, и те, которые исполняют желания, и те, которые хотят, чтобы их желания исполнились - не наделены какими-то особыми сверхспособностями. Они - самые обычные живые люди, с очень человеческими недостатками и узнаваемыми характерами, в которых читателю увидит себя и своих друзей.
Книга удивительно добрая и светлая, и в некотором смысле психотерапевтическая, способная поддержать в трудную минуту.

@темы: литературная критика, Литература

02:10 

Чехов

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Языковое мастерство Чехова.
Небезынтересная книга, рекомендую ознакомиться тем, у кого проблемы с пониманием лингвистической составляющей образа. Написано местами сложновато для неподготовленного читателя, но не слишком - поймет и студент.
Благодаря этой книге я взглянула с нового ракурса на целостность литературного текста.
Аннотация:
В книге рассмотрены проблемы языка и стиля А. П. Чехова; анализируется семантика художественного текста и стилистическое своеобразие лексики, синтаксиса, художественно-изобразительных средств. Сборник рассчитан на специалистов в области языка и литературы, преподавателей и студентов, а также на широкий круг читателей, интересующихся творчеством А. П. Чехова.
Выходные данные: Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988 - 144 с.

@темы: литературная критика, теория литературы

23:33 

Литературные дневники

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Записные книжки Волошина мне нравятся намного больше дневников Блока (где интересные мысли надо ловить) или Пушкина (люблю исторические анекдоты, но мысли люблю больше). Волошин думал. В его записных книжках довольно много цитат и рассуждений, эдакие заметки на полях.
Если идти дальше - от организации личного пространства к творчеству, то напрашивается любопытный вывод: настоящего лица Пушкина мы в его произведениях не видим, это человек-загадка, прикрывшийся традицией. Он может написать о чем угодно, из этого еще не следует, что именно так он и думал.
Блок - лирик. Я не открываю никому Америку этим утверждением и вообще, Цветаева на эту тему рассуждала намного глубже, чем я. Но в голове у лирика бардак, он мыслит символами, образами, ассоциациями и редко понимает что именно он написал. В начале ХХ века была традиция рассматривать поэта как проводника божественной энергии - заслуга поэта лишь в том, что он дотянулся до символа, не поэт создает символ, скорее символ поэта. Это про Блока.
А вот Волошин точно знал что именно он писал и зачем использовал то или иное слово\образ. Потому что он не поэт, а философ. Для него важно не творчество само по себе, для него творчество это дорога, Путь Богопознания.

@темы: Литература, теория литературы

19:25 

Фердинанд Касачужица
"Различивший хоть слово - спасён"
Отправлю свою книгу (самиздат на принтере) на прочтение - с вашим последующим откликом.
Если вас интересует эта идея или хотите узнать подробнее - напишите на у-мыл.

22:42 

Фантастика, которую мы потеряли

Михаил Пискунов – об истории фантастической литературы, о гуманитарном снобизме и о том, почему ажиотаж вокруг фантастики пришелся на 1950-е – 70-е годы, а сегодня мы наблюдаем вырождение жанра



Фантастика — это в некотором смысле непонятный книжный жанр. C одной стороны, горы печатной макулатуры, где герои, вооруженные бластерами, мужественно и героически превозмогают козни злобных инопланетян, а с другой — множество авторов, претендующих на то, чтобы считаться классиками серьезной™ литературы. Традиционная гуманитарная интеллигенция снисходительно усмехается, когда слышит что-то о корифеях фантастики, а технари, наоборот, представляют собой основную целевую аудиторию фантастов.

Читать полностью на ArtRead.ru (внешняя ссылка)

23:42 

интересный швед Юхан Теорин

варанка [DELETED user]
Доброго времени суток!

Хотелось бы поделиться замечательной, на мой довольно пристрастный литературный взгляд, находкой - шведским писателем Юханом Теорином и его, с пылу с жару вышедшей, книгой "Ночной шторм". Собственно, краткая биография автора и кое-какая интересная информация:

Юхан Теорин родился в 1963 году и каждое лето проводил на Эланде – острове у южного побережья Швеции. Он много лет работал журналистом и сценаристом до того, как весной 2007 дебютировал со своей первой книгой, мгновенно ставшей бестселлером. Роман купили около тридцати стран, и она получила ряд престижных премий. Первая и вторая книга несколько лет держались в топ-листах, сделав Теорина одним из самых продаваемых шведских авторов. Его третий роман об Эланде «На крови» лидирует в списках продаж в Швеции в июне 2010 года. Самое удивительное, что Юхана Теорина признает не только простая публика, но и литературные критики и известные писатели, такие как Саймон Беккет и Нинни Хольмквист. Его сравнивают со Стивеном Кингом, поскольку в триллерах Теорина наравне с людьми действуют потусторонние силы, и, как и Кинг, это – хорошая литература. Его считают следующий именем номер один из Швеции после Стига Ларссона и Манкелля. Сам же Юхан Теорин учится у «главного детективщика всех времен и народов» - Эдгара Аллана По.

немного о корлях и капусте, точнее о жанре, аудитории и премиях

Любителям шведской и скандинавской литературы посвящается (:

В конце июля роман Юхана Теорина «Ночной шторм» удостоился самой престижной премии в мире детективной литературы – «International Crime Dagger 2010», ежегодно вручаемой Ассоциацией авторов детективной литературы в Лондоне.
Премия присуждается за лучший переводной триллер, и в этой номинации Юхан соперничал со Стигом Ларссеном. Судьи так обосновали свое решение: «Четыре сюжетные линии закручены вокруг одной таинственной смерти. Этот роман больше чем триллер, больше чем детектив и больше чем готический роман».

И аннотация к его книге "Ночной шторм":
По легенде, этот затерянный на пустынном острове хутор построен из бревен, оставшихся после кораблекрушения. Поэтому рядом с живыми здесь всегда
присутствуют мертвые. Катрин и Йоаким приезжают сюда из Стокгольма. Они хотят прожить здесь долгую, счастливую жизнь и вместе вырастить своих детей. Но этим мечтам не суждено сбыться. Однажды при странных и трагических обстоятельствах Катрин погибает. Йоаким не готов смириться со смертью жены. Он ждет ее прихода, он верит, что в ночь перед Рождеством Катрин вернется к своей семье, чтобы отметить этот праздник вместе с близкими. Но Йоаким не знает, что не только призрак умершей Катрин навестит его этой праздничной ночью, он даже не думает о том, что бояться нужно не мертвых. Бояться нужно живых…


Кому интересно? Каких ещё шведских авторов вы знаете и любите? Что думаете о Юхане и его книге? Давайте обсудим!)

@темы: Литература, анонсы

19:05 

О современной литературе и литературной критике.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Виктор Топоров

Жара. BDSM-хоррор

Сегодняшний интерес к поэзии – от того, что почти нет прозы. О чем же тогда говорить, когда не о чем говорить?

Осенью станет полегче. Пойдут хоть какие-то книги, пойдут дожди, перестанут плавиться мозги, а пока — мозг плавится, книг нет, а журналы читать невозможно. И вовсе не из-за жары.

Жара, как известно, разжижает мозги. Они плавятся. В том числе и мозги критические. Но бывает и так, что критические мозги разжижает ещё даже не сама жара, а её предчувствие...

И, если доживём, послевкусие...

Постоянные критики «Часкора» рекомендуют летнее чтение, подводят итоги литературного сезона и делают авансы следующему. На вопросы анкеты отвечают К. Анкудинов, Р. Арбитман, С. Беляков, С. Костырко, В. Левенталь, О. Новикова, В. Новиков, А. Рудалёв, В. Топоров, Г. Юзефович
Итоги литературного сезона

Коллективное подведение критиками итогов литературного сезона удивляет не столько разноголосицей в оценке отдельных имён и названий (она естественна) и даже не столько заведомой и вынужденной скудостью сводного шорт-листа — этакого воистину «короткого списка», — сколько парадоксально оксюморонным видением общей ситуации.

У одних упадок, у других — расцвет; у одних «новый реализм», у других — «новый романтизм» (он же, если я ничего не путаю, «неогогольянство»). У одних торжество истории над современностью, у других — полная победа non fiction над fiction. У одних развесисто-кровавые «Сумерки», у других страдающие хроническим несварением читательского желудка «Елтышевы», у третьих «Подстрочник».
читать дальше

(c) Частный корреспондент

@темы: литературная критика

Между строк

главная