Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных



Здравствуйте, участники и гости сообщества!
Здесь обсуждаются вопросы теории и истории мировой литературы.

Приветствуется:
читать дальше
Не приветствуется:
читать дальше

Литературные сообщества @diary:

Книжный вызов - обсуждение мировой литературы и обмен впечатлениям.
Сергей Есенин
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:52 

АНЕКДОТ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

В. В. Химик
АНЕКДОТ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

(Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб., 2002. - С.17-31)

В чем уникальность русского анекдота? В истории его порождения, в жанровой природе этого явления, в особенностях формы и содержания, а также в самой номинации.
читать дальше


Литература
читать дальше

Источник текста - Web-кафедра философской антропологии (anthropology.ru).

@темы: теория литературы

14:15 

Аверинцев С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох

Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В.
Категории поэтики в смене литературных эпох.


Текст воспроизводится по изданию: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38.

читать

одна из тех работ по теории литературы, которая заставляет читателя понять — теория литературы тоже творчество. будет понятна и интересна даже человеку не владеющему спец.терминологией и вместе с тем достаточно научна для нужд филолога:)
очень чётко обозначены основные этапы развития поэтики и их характеристика.

@темы: теория литературы

14:23 

Филолог в миру:)

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

@темы: Юмор

14:24 

Марк Львович Слоним

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
(23.3.1894, Нов-город-Северский — 1976, Болье-сюр-Мер, близ Ниццы) — политический деятель, публицист, литературный критик, переводчик.

Марк Львович Слоним "О Солженицыне". 1963

запись радиопередачи. интересно с разных точек зрения. 1) речь. 2) анализ. 3) неплохо отражает настроения эмиграции первой волны.

запись короткая. не засекала, но не более 5 минут.

@темы: литературная критика

00:21 

Гражданская война 1918-1922 гг в советской прозе

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Вопрос поставил меня в тупик — к советской прозе я долгое время питала предубеждение и по большому счёту ничего о ней не знаю. По данной теме робко высунулись из памяти пара фамилий, но плакать о собственной глупости было поздно, потому надо было с чего-то начать. Например с вопроса Яндексу:)
Лекция 16. Гражданская война
Яндекс мне помог оценить обстановку, политическую и культурную того времени.
Я не раз замечала определённую логику в том, чтобы читать много книг по одной и той же тематике - перед читателем встаёт более-менее объективная картина настроений общества.
итак, я наметила следующие тенденции в советской прозе:
читать дальше

@темы: Литература

13:39 

И.А. Куприн "Хорошее общество"

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
И.А. Куприн Хорошее общество. Что это за рассказ и когда был написан? Поисковики предлагают скачать аудиокнигу , ничего не рассказывая, в библиографиях не упоминается. кто-нибудь встречался? меня интересует в первую очередь год написания.

23:28 

Теория литературы

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Лихачев. Будущее литературы как предмет изучения

«Литературоведение не обязательно воздействует непосредственно на читателя. Можно испытывать это воздействие через преподавание в школе, через разговоры со знакомыми, через чтение стихов чтецами, через театр и фильмы. Литературоведение во всех этих случаях создает подспудный фон, слаборазличимую, но все же твердую почву.»

написано очень интересно и доступно для людей, не владеющих спец. лексикой. подробно, несмотря на краткость, изложено развитие литературы и поэтики, основные линии развития. даны прогнозы, относительно будущего литературы.
ещё.
и сам сайт, кстати, достоин самого пристального внимания - очень хорошая библиотека.

@темы: литературная критика, теория литературы

02:14 

"И стало мне, мои друзья, и кюхельбекерно и тошно..."(с)

I wanna do bad things with you(c)
Это я к тому,что в которой раз убеждаюсь в мысли, что литература и политика безумно далеки друг от друга. Взять, к примеру, период восстания декабристов. Художественной литературы по сей теме весьма много, порой кажется, что её необоснованно много. Хотя, сосредоточимся (по старинке) на пушкинской братии. Мне, и по долгу службы и просто так, Пушкин вообще-то никогда особо не нравился, я как-то всегда болел за Лермонтова, но не суть, и не совсем о Пушкине сейчас речь... «Союз спасения». «Союз благоденствия» ."Русская правда". "Конституция"
читать дальше

@темы: Литература

18:17 

Мероприятие.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Литературный конкурс. литературный анализ такая любопытная штука, которой учишься с практикой. предлагаю поучаствовать в литературном конкурсе - если нет желания писать что-то своё - можно прокомментировать то, что там уже есть.

@темы: анонсы, литературная критика, теория литературы

02:03 

Иван Елагин

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Ива́н Венеди́ктович Ела́гин (настоящая фамилия — Матве́ев, 1 декабря 1918, Владивосток — 8 февраля 1987, Питтсбург) — русский поэт второй волны эмиграции.

сборники:
читать дальше

почитать можно здесь.
о поэзии Ивана Елагина "Родина! Мы виделись так мало…"
а здесь можно послушать Иван Венедиктович Елагин «Собрание 27 стихотворений в чтении автора»


***

Нынче я больше уже не надеюсь на чудо.
Бога прошу, чтоб меня не сломила беда.
Всё, что я мог, я сказал ПО ДОРОГЕ ОТТУДА,
Только теперь я уже по дороге туда.

читать дальше

@темы: Литература, анонсы

03:33 

замечательный ресурс!

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
звуковая энциклопедия русской культуры.

Информационно-образовательный интернет-портал разработан на Факультете филологии и искусств СПбГУ при финансовой поддержке Фонда «Русский мир».

На портале доступны аудиозаписи лекций ведущих специалистов Санкт-Петербургского государственного университета, посвященные разнообразным проблемам изучения русского языка, литературы, истории и культуры.

Лекционные курсы снабжены вводными статьями, справочно-библиографическим аппаратом, иллюстрациями и другими материалами, обеспечивающими их полноценное и удобное использование в качестве учебно-научных ресурсов. Кроме того, студенты могут проверить свои знания с помощью различных заданий и тестов.

@темы: смежные науки, теория литературы

07:18 

Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна Сергей Ташлыков

«Кусок жизни грубой и бедной» не может превратиться в легенду, -утверждает А.И.Куприн, ибо «современная жизнь, вся насквозь, меняется через десятилетия в зависимости от гигантских успехов механической культуры, меняется вместе с модами, вкусами, обычаями, нравами и искусствами, подобно тому, как часто меняется политическая карта земного шара, не оставляя места для героической легенды или душевного поучения, уложенного в предания старины. Трудно творить вечное, сидя в поезде, мчащемся со скоростью ста двадцати километров в час».

И писатель в своих произведениях всячески развенчивает легенду и сказку, порожденную современностью, ибо «в ней нет простого, нетленного внутреннего состава, нет крепкого станового хребта, её темы не годятся для медленного, складного устного пересказа долгой зимней ночью у огня»


Александр Иванович Куприн
Гатчина. 1912 г.

@темы: Литература, теория литературы

12:00 

Страсти по "Тихому Дону"

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Наткнулась на прелюбопытнейшую подборку. возможно, её стоило бы пополнить и продолжить, но мне пока не до того. будем радоваться тому, что есть:)

И.Н. Медведева-Томашевская — книга "Стремя «Тихого Дона»" (Загадки романа)
Александр Солженицын — очерк "Стремя «Тихого Дона»"
Рой Медведев — глава из книги "Кто написал «Тихий Дон»?"
Герман Ермолаев — очерк "О книге Р. А. Медведева «Кто написал «Тихий Дон»?»" (Париж, 1975)
Рой Медведев — очерк "Загадок становится всё больше" (ответ профессору Герману Ермолаеву)
С.Семанов — очерк "Остановимся и поразмыслим" (по поводу публикации Роя Медведева и Германа Ермолаева)
В.П.Фоменко, Т.Г.Фоменко — очерк "Авторский инвариант русских литературных текстов. Приложение: Кто был автором «Тихого Дона»"
А.Г.Макаров, С.Э.Макарова — очерк "К истокам «Тихого Дона»" (часть первая)
А.Г.Макаров, С.Э.Макарова — очерк "К истокам «Тихого Дона»" (часть вторая)
Марат Мезенцев — очерк "Судьба романов" (к дискуссии по проблеме авторства «Тихого Дона»)
Марат Мезенцев — очерк "Молодой Шолохов"
Леонид Кацис — статья "Шолохов и “Тихий Дон”: проблема авторства в современных исследованиях" (К 70-летию первой публикации романа) в журнале "НЛО" 1999, № 36
Статья "Подлинность рукописи "Тихого Дона" установлена" на сайте "Лента.ру"
Борис Яковлев — непубликовавшееся интервью Михаила Шолохова "Не за узкие брюки нас девки любили" в газете "Известия"
Екатерина Рогожникова — очерк "Летописец советской эпохи" (к столетнему юбилею Михаила Шолохова о его политическом прошлом почти забыли) на сайте "Лента.ру"
Статья "Началась публикация рукописи "Тихого Дона" в Интернете" на сайте "Лента.ру"
Екатерина Григорьева — статья "Путин подарил наследникам Шолохова “Тихий Дон”" в газете "Известия"

нашла здесь

@темы: литературная критика

01:15 

Советская пародия

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Сегодня на лекции был упомянут "пародист Архангельский". Заинтригованная, я полезла на Либрусек. Господа, этот дяденька прекрасен! ах, какой у него Бабель! а Зощенко! а уж про Белого я вообще молчу! и про Маяковского! к сожалению, мне знакомы не все деятели, им спародированные, но те, которых я знаю, вышли как живые! читайте, гарантирую несколько часов здорового смеха:)
Почитать можно здесь

Архангельский, Александр Григорьевич читать дальше

Книги
читать дальше


ПРОЗА
Б. Пильняк

КОРНИ КОЛХОЗНОГО СОЛНЦА


читать дальше


ТЕАТР
И. Сельвинский

МЯУ МЯУ


читать дальше


ПОЭТЫ

Анна Ахматова

МУЖИЧОК С НОГОТОК


читать дальше

Критика
М. Лифшиц

ФИЛОСОФЕМЫ И РАССУЖДЕНИЯ

читать дальше

@темы: Литература, Юмор, анонсы

15:49 

БАХТИН И РУССКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕХУ

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
С. С. Аверинцев

БАХТИН И РУССКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕХУ

(От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского . - М., 1993. - С. 341-345)

Я собираюсь говорить о том, что, в числе много другого, стоит за книгой М. М. Бахтина "Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", составляет ее фон, ее внелитературную предпосылку, - и как раз потому в ней самой не обсуждается.
Основная категория книги - "народная смеховая культура" или, проще, короче и одновременно шире, - "смех". Речь идет об одной из универсалий человеческой природы. Это явление, однако, по-разному окрашено в различных культурах, и самое слово "смех" приобретает в несхожих языках то одни, то другие коннотации. По-русски односложное, отрывистое, фонетически весьма выразительное "смех" систематически рифмуется со столь же односложным и отрывистым "грех". Пословица говорит: "Где смех, там и грех" (варианты: "Мал смех, да велик грех"; "Навели на грех, да и покинули на смех"; "И смех, и грех"; "И смех наводит на грех"). Очень характерно пушкинское:

... А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

За этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош. В западной традиции аскеты и вообще религиозные лидеры занимали в вопросе о смехе различные позиции; но на уровне языкового обихода фраза "святой пошутил" ("The saint made a joke") в западных языках семантически допустима. По-русски такого и выговорить невозможно; подлежащее "святой" отказывается соединяться со сказуемым "пошутил", и это потому, что в народном языковом обиходе глагол "пошутить" систематически обозначает деятельность бесов. Самый обычный русский эвфемизм для беса - "шут" или, на более фольклорный лад, с оттенком боязливой интимности - "шутик". Бес "шутит", сбивая с пути или запрятывая позарез нужную вещь. Эта популярная демонология сама по себе, конечно, не специфична для России; уникальна лишь энергия, с которой сам язык связывает "беса" и "шутку", "грех" и "смех".
В Западной Европе поворот к религиозному отношению к смеху может быть прослежен не менее чем до времен Франциска Ассизского, этого "скомороха Господня" (Ioculator Domini). Из века в век можно наблюдать стремление католической гомилетики укротить смех, приручить его, интегрировать в свою собственную систему. Достаточно вспомнить немецкого каноника-августинца из времен Тридцатилетней войны - Абрахама а Санта Клара. Да и более ранние обыкновения, обстоятельно обсуждаемые Бахтиным, как то risus paschalis и прочие виды "смеховой" практики, подчиненные распорядку церковного года, укладываются в ту же матрицу. Важен здесь именно момент календарности, иначе говоря, условности, конвенциональности, конечно, упоминаемый, но, как кажется, недостаточно оцененный у Бахтина. Для последнего "карнавал" есть свобода и только свобода; но если свобода регулирует себя в соответствии с указаниями церковного календаря и отыскивает для себя место внутри конвенциональной системы, ее характеристики как свободы подлежат некоторому уточнению.
Русское отношение к смеху как к неуправляемой и потому опасной "стихии", как выражался Блок, очаровательно выражено у другого поэта - молодой Цветаевой:

... Прохожий, я тоже любила
Смеяться, когда нельзя!

Вся западная институция "карнавала" на том и основана, что смеются, когда - "можно", точнее, когда самое "нельзя" в силу особого формализованного разрешения на время обращается в "можно" - с такого-то по такое-то число.
Конечно, и русская традиция знает Святки, знает Маслену Неделю перед Великим Постом. Однако Православие не испытало ничего похожего на францисканский переворот. "Смехотворство" и поныне фигурирует в уставном каталоге грехов, в которых православный должен приносить покаяние. Притом кажется, что русская аскетика выделяется в этом отношении, если ее сравнить с остальным православным миром во времени и пространстве. читать дальше

@темы: теория литературы

11:17 

«Пределы теории». Доклад Полиевского П.В

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
конспект очень любопытной лекции. качества текста хромает, ибо это всего лишь заметки сделанные мною, но там. где логические связки не очевидны я не стала их вспоминать - в принципе и так понятно что к чему. рекомендую обратить внимания на персоналии:) там много интересных личностей.

читать дальше

15:39 

тематический юмор

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Филологи, когда вступают в брак, не создают социальную ячейку типа “семья”, а просто-напросто объединяют библиотеки.

Собрался международный конгресс филологов. Обсуждают происхождение слова "стибрили". Выступает итальянец:
- Слово "стибрили" итальянского происхождения. В давние времена на реке Тибр произошел следующии случай: у одного венецианского купца украли корабль с грузом. Так родилось это слово.
- Извините, коллега, - обращается русский филолог, - а в городе Пиза у вас ничего не пропадало?
читать дальше

В психиатрическую лечебницу приходит зарубежное научное светило. Его проводят по палатам, рассказывают об интересных случаях...
Заходят они с главврачом в одну из палат, а там все больные висят на шторах - зацепились и висят себе.
- В чём дело? - спрашивает светило.
- Сейчас всё будет в порядке, - засуетился главврач и громко объявил: - Одиннадцатый век!
Большинство больных падают вниз.
- Почему они упали? - недоумевает светило.
- Ну... Они редуцированные, - поясняет главрач.
-Гм, непонятно, но... в любом случае... почему не все??
- Так те же в сильной позиции!!!

читать дальше

Идёт юрист, несёт стопочку книг. Идёт филолог, тащит стопку, под которой его не видно. Юрист, с ужасом: "Это что, литература к сессии?!" Филолог, злобно: "Издеваисси?! Это СПИСОК литературы к сессии!"

читать дальше

Лев Толстой писал свои романы тушью от Max Factor и от этого они приобретали дополнительный объем, длину и выразительность.

читать дальше

@темы: Юмор

17:23 

Е. Цимбаева. Исторический контекст в художественном образе

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Исторический анализ обычно бесполезно применять к произведению, автор которого описывает мир, отделенный от него временем или пространством. Ясно, что по незнанию, заблуждению или небрежности писатель может наделать ошибок. Указать на них нетрудно, но что докажет этим историк, кроме собственной эрудиции? Художник не ученый, художест­венная правда неравнозначна правде исторической. Вольности обращения с исторической истиной представляются в литературном произведении вполне правомерными, ибо автор описывает не столько то, что было, сколько то, что могло быть — или даже, как ему кажется, могло бы быть.

Однако бывает, что писатель намеренно искажает прекрасно известные ему исторические факты, сознательно, целенаправленно видоизменяет, переворачивает их во имя собственного замысла. Думается, в этом случае восстановление истины совершенно необходимо. Разумеется, не для того, чтобы уличить в обмане или раскритиковать литератора, изобразившего то, чего — как он точно знает — заведомо быть не могло, но при этом заставившего читателей поверить в правдивость выдуманного мира. Указание на расхождение между историче­ской и художественной правдой важно тем, что позволяет проникнуть в мастерскую писателя, уяснить его художественную и идейную концепцию. Как и творчество автора, пишущего на современный ему сюжет, творчество исторического романиста может стать вполне понятным только при выявлении разницы между реальностью эпохи и ее отражением в литературном тексте.

Е. Цимбаева. Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир»)

@темы: Литература, литературная критика

19:14 

прелестная литературная реклама)

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
19:28 

Ж.Ж. Руссо. "Юлия или Новая Элоиза"

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
прошу сделать скидку на то, что господ Просветителей я в принципе не особенно жалую.
а вот и Ответ, на один из извечных вопросов;) Кто виноват?

с трудом продираясь через Новую Элоизу думаю, а не переоценила ли я себя, согласившись простебаться над Руссо. :duma2: читать дальше

ниже наше с link_s.com обсуждение.
читать дальше
обсуждение мы не закончили:) но в принципе - было весело.

@темы: Литература, литературная критика

Между строк

главная