Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: теория литературы (список заголовков)
20:44 

имбирный кот
книжный червяк
Друзья, а сообщество живое еще?)

Если да, то, подскажите мне сносный труд по "Божественной комедии", пожалуйста. Что-то вроде "Данте для чайников". Боюсь, мне понадобится вменяемый анализ, чтобы проследить все, что нужно, перед чтением Улисса.

Гугл никто не отменял. Но я тут вот гуглила одного из персонажей, наткнулась на интересную книгу в гуглбуксе, прочла пару страниц, а там автор на полном серьезе излагает в части про Чистилище, что Вергилий и Данте плыли на лодке все время и что плыли они по какой-то русской реке.

В общем, я бы хотела адекватный анализ "Божественной комедии", ежели кому попадался.

@темы: Литература, теория литературы

11:28 

Кошмар любителя книг

Сумасшедший Арлекин
А это потому, что люди склонны находить в книгах именно то, что они в них ищут, — такова человеческая натура.
Дорогие предлагаю скидываться на киллера и пули, они посягают на святое

В "Единой России" предложили законодательно стимулировать писателей "творить во имя духовности"

Необходимо принять законы, стимулирующие писателей творить во имя укрепления духовности и нравственности в обществе. Об этом заявил вице-спикер Госдумы, замсекретаря Генсовета "Единой России" и координатор социальной платформы партии Сергей Железняк.

"В Год литературы было бы актуально проработать на законодательном уровне вопрос предоставления социальных гарантий востребованным обществом российским литераторам, чье творчество призвано способствовать духовному и нравственному воспитанию наших граждан, особенно подрастающего поколения", — цитирует Железняка его пресс-служба.

Он сообщил, что социальная платформа начала экспертную работу по подготовке возможных поправок в Трудовой кодекс. Кроме того, прорабатывает вопрос о введении в реестр профессии "писатель", что может послужить отправной точкой для пересмотра ставок минимальной оплаты труда литераторов.

По словам Железняка, великая российская литература, являющаяся сокровищницей многонациональной культуры и оказавшая огромное влияние на мировую цивилизацию, заслуживает развития мер системной поддержки на государственном уровне.

Вопрос: ну и как оно?
1. ура, будет цензура  2  (16.67%)
2. кошмар они окончательно погубят книжный рынок  10  (83.33%)
Всего: 12

@темы: теория литературы

14:21 

Набоков. История любви.

Doctor Wooster
[The body is with the king, but the king is not with the body]


26 июня, в среду, в 20.00
"История любви. Игра в романах и жизни Владимира Набокова"

Новая авторская лекция литературоведа и писателя Артема Новиченкова.

В этот раз речь будет идти об одном из лучших писателей XX века русскоязычной, равно как и англязычной литературы. Непосвященная публика знает о нем в большинстве случаев по нашумевшему, и даже сейчас вызывающему резонанс, роману "Лолита". Однако кто есть Набоков на самом деле?

"Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски"

- История любви Владимира Набокова.
- Писатель, шахматист или энтимолог? Эффект бабочки.
- Постмодернист в прошедшем времени: одиночество в Монтрё.

Эти и многие другие темы в авторской лекции литератора и прозаика Артема Новиченкова.

Стоимость посещения: 300 рублей.
В стоимость входят: время пребывания, чай, кофе и печенье по желанию.

Адрес места проведения: Милютинский пер. д 19/4 стр. 1, Антикафе "Зеленая Дверь"
Встреча в контакте, для сбора, обсуждения и новостей: vk.com/igranabokov
Лектору будет приятно, если уважаемые участники сообщества добавятся - так легче регулировать список желающих.

@темы: Литература, анонсы, теория литературы

19:30 

Зеркало как дискурс в литературе

fagGoD
broccoli
Добрый день!

Недавно закончила читать (совершенно случайно) попавшую ко мне книгу "Зерцалия" Евгения Гаглоева, в связи с чем у меня появился ряд вопросов.
Какие книги или исследования можно прочитать по использованию образа зеркал в современной литературе? У Гаглоева этот, в общем-то, заезженный образ используется удачно (на мой взгляд) и кажется мне важным для понимания развития современной подростковой литературы. Хотелось бы разобраться более детально. Спасибо за советы!


@темы: теория литературы

04:14 

Герои и героическое

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Мировая литература создала великое множество героев. Литературоведение подтягивалось, создавая классификации и методологии. Ни одна из них не подходит, или я с ней не знакома (что тоже может быть - теория литературы моим любимым предметом не была). Хотелось порассуждать о героях и героическом. Это скорее заметки на полях собственного мнения и если у кого есть что сказать по сему поводу - я только за.

Что такое герой? Под "хотим героев" мы все-таки понимаем не "литературного героя" (это для современного языка лишь более научный вариант слова "персонаж"), а нечто более широкое. Определение из толкового словаря современного русского языка мне не нравится своей раздробленностью: по-моему приведенные значения стоило бы объединить если не в единое, то по крайней мере в два основных и смысла выделять целых 6 значений я не вижу.

Из тех мнений о природе героя с которыми мне доводилось сталкиваться, лично я выбираю Гегеля: герой как воплощение национального духа.
крайний термин — всеобщность, мир богов, через средний термин — особенное — связан с единичностью, с певцом. Средний термин — это народ в своих героях, которые, подобно певцу, суть единичные люди, но лишь представленные и в силу этого в то же время всеобщие, подобно свободному крайнему термину — всеобщности, [т. е.] богам.
Феноменология духа
В моем понимании герой является неким сверхчеловеком, но приставка сверх- требуется для того. чтобы как-то обозначить эту природу для современного мира. Герой - человек, воплотивший свое богоподобие, причем не в христианском (хотя именно в христианстве, а точнее в Христе, герой воплотился наиболее полно и глубоко), а в широком смысле. В языческой Греции например герои приравнивались к полубогам, да и не только там.

А теперь галопом по истории литературы или как развивалось представление о герое.
1. Герой эпический.
Вот в нем-то божественное начало и проявляется наиболее ярко. Эти герои "ужасны и прекрасны" в одном абзаце текста. Или, как в данном случае, в одном небольшом сказании:
От великой ярости облик Кухулина исказился и стал ужасен: все его кости, все суставы и сухожилия пришли в движение, мышцы вздулись буфами, волосы встали дыбом и превратились в железные острия. Один глаз ушел в глазницу так глубоко, что и журавль не смог бы его достать, а второй выкатился наружу и стал размером с котел, в котором можно сварить теленка.
Стук его сердца был подобен рычанию льва, молнии сверкали вокруг лба, а над макушкой поднимался столб багрового дыма, словно над крышей дома, в котором зимним вечером остановился король.

Облачился Кухулин в шелковую рубаху и пурпурный плащ, падающий пятью складками и украшенный бахромой. Его глаза сияли, как драгоценные камни, волосы, черные у корней, красные посредине, золотые на концах, лежали кольцами. Сел Кухулин в свою колесницу и проехался перед вражеским войском - туда и обратно. Женщины четырех королевств любовались его красотой и просили своих мужей и отцов посадить их на щиты и поднять повыше, чтобы могли они лучше видеть Кухулина.

Похищение быка из Куальнге

Думаю, многие помнят ярость греческих или скандинавских героев. В общем, там также: герои как и боги не могут быть поняты обычным человеком. Человека они пугают, человеку недоступна такая высота духа и воли. Напоминает Ницше, не правда ли? Ну, он сам признавал связь своих воззрений с античностью. Между человеком дохристианской эпохи и героем его эпоса пролегает пропасть - герой абсолютно недосягаем, он не оставляет равнодушным: его обожают или ненавидят, восхищаются или боятся. Эти герои почти никогда не умещаются в мораль своего времени - им там тесно: то учителя случайно убьют, то с богами повздорят, то, обманув законы гостеприимства, золотое руно украдут, то подговорят царских дочерей убить отца, то царевну похитят.
В половине случаев им ничего за это не бывает: они герои, им и не такое можно. В половине случаев не прощается, поскольку они смертные и должны подчиняться установленным законам, так что тут уж как повезет. Эти герои также знают себе цену, самовосхваления - неотъемлемая часть эпоса.
Конфликт можно обозначить как "герой и его великие свершения" - на не великие герои эпоса не размениваются.
Масштаб: личность. Даже если герой спасает страну от вражеского нашествия, он это все равно делает потому, что именно он счел нужным пойти и спасти всех. А завтра может и не счел бы - настроение плохое и прочие "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Он не человек, его реакции не предсказуемы.

Герои средневековья.
Они тоже не совсем люди, но они именно прекрасны, а не ужасны. Это воплощение куртуазного идеала: и рыцари, и дамы. Рыцарей враги конечно боятся, но метаморфоз, подобных кухулиновским, мы там не найдем. Герой куртуазного романа обязательно совершает какой-нибудь смертный грех, искуплением которого потом занимается. Тристан и Изольда, Ивейн или рыцарь со Львом и т.д.
В первом случае предан сюзерен во имя любви к его супруге, во втором - возлюбленная во имя подвигов и приключений, после чего следует период отшельничества и искупления, чаще всего со счастливым финалом. Важно, что ни одно слово, ни одна деталь пейзажа и т.д. в средневековом романе не случайна, это абсолютная аллегория и даже если герои говорят о погоде, на самом деле они беседуют о спасении души. Здесь богопобие героя реализуется уже в христианской парадигме.
Конфликт: преодоление суетных страстей и торжество добродетели, спасение души.
Масштаб: социальный слой. Рыцарь ведет себя так, как положено рыцарю. Он постоянно вспоминает о том, как должен поступить рыцарь и т.д.

Герои классицизма.
Но, "век добрых рыцарей прошел", и на первое место выходят служение стране и государю в ущерб собственной чести, собственным интересам и т.д. Гражданские добродетели возведены в культ, чему немало способствуют централизация власти и повальное увлечение образцами античности, но не героями, а философами или непростыми, но все же смертными - людьми. "Человек - мера всех вещей", провозгласили мыслители Ренессанса и герой начал постепенно спускать с небес. Если героем или рыцарем надо родиться, то гражданина в человеке можно воспитать. Однако, герой пока еще существо исключительное. Кстати, что немаловажно: этот герой социален. Он не архетип уже благородного рыцаря и не полубог, он человек, живущий постоянно среди других людей, взаимодействующий с ними. Примеры: Сид Корнеля, Опыты Монтеня и т.д.
Конфликт: утверждение гражданских добродетелей.
Масштаб: государство, нация.

*На самом деле здесь и далее (да и ранее тоже) такое разнообразие персонажей, что в глазах рябит. Но в той мере, в которой я пытаюсь говорить о героях пока ограничусь этой краткой характеристикой без особенного углубления.*
Далее происходит развитие процесса, который начался в классицизме: герой спускается с небес на землю и чем дальше, тем ниже, чем ближе к нашему времени, тем меньше в герое исключительности и богоподобия, тем больше он похож на обывателя. Можно ли говорить о таком герое, как о воплощении национального духа? Пожалуй, да. Но с поправкой на то, что герой из архетипа становится человеком или тем, что мы называем личностью. Приставка сверх- растворяется в социализации.

Герой сентиментализма.
Торжество чувства. В лучшем случае человек обладает врожденным (природным) знанием о том, как ему нужно жить для торжества добродетели или, точнее, для создания справедливого общества ( Руссо Юлия или Новая Элоиза). В худшем - социальная сатира, приправленная изрядной долей самооправдания (хрестоматийная Бедная Лиза Карамзина, Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Л. Стерна). Но именно здесь мы впервые встречаем героя посланника, который обладает врожденным знанием и потребностью в утверждении этого знания.
Конфликт: личные демоны.
Масштаб: внутренний мир.

Герой романтизма.
Можно сказать, что движение романтизма появилось в качестве эстетического протеста против машинерии и научно-технического прогресса - все вокруг заполонили пароходы и поезда, народу не понравилось. Вот тут-то и началось раздолье для байронических героев, у них там гнездо, т.е. утверждается самоценность индивидуального восприятия мира. Кстати, по-моему только в эту эпоху становится возможным такое нарицательное, как байронический герой: это не проявление архетипа, а подражание подражанию. Романтики решили, что мир не таков, каким кажется. Они воскресили леших, русалок и других фольклорных персонажей и наводнили ими окрестности. Лесной царь Жуковского, Мицкевич, Гоффман (не буду поминать Байрона, все и так догадались). Впрочем, вместо мистики можно было просто отправиться в дальние страны, как это любил Байрон или на Каваказ, как мы это видим у Лермонтова (Печорин вполне романтический герой).
Конфликт: Мир воображаемого, которое может оказаться реальным. Или попытка утвердить нестандартное мировосприятие.
Масштаб: бунт человека против человечества.

Герой реализма.
Предполагает "адекватное изображение действительности". Порой эта адекватность превращается в сюжет типа "А кузнец Вакула тем временем ковал что-то железное". Тема маленького человека, столь любимая в русской литературе, разворачивается здесь во всей красе - масса вылезает на первый план. Госпожа Бовари Флобера, почти весь Чехов, значительное количество советской литературы. Герой (даже если он совершает нечто выдающееся, что не является обязательным условием) - эдкий "добрый мой приятель". Таких людей сотни, тысячи. Теряется значение имени героя - какая разница будут ли его звать Васей или Петей? Именно здесь становится возможным установление тождества герой - персонаж. Любой герой, важен каждый, каждый является героем в своей повседневной жизни. Для лакея нет героя, как говорят французы.
Конфликт: человек и общество. Причем конфликт (это именно конфликт, в широком понимании слова: противостояние) происходит на уровне идеологии или предрассудков.
Масштаб: мы и они.

Герой неоромантизма, фантастики, фэнтези.
Реализм превратил окружающий мир в череду будней и банальностей, а человеку все-таки хотелось чего-то с приставкой сверх-, в результате чего начало набирать обороты прямо противоположное реализму движение. Душа жаждала сказки, человек ее получил. Блок Балаганчик, Белый Симфонии, всем нам известный профессор Толкиен и т.д.
Конфликт: человек и абстракция (Зло, Звезды, Свет и т.д.)
Масштаб: действие происходит за пределами Ойкумены или и там, и сям: обитаемая вселенная расширяется.

Герой постмодернизма.
Решила все-аки выделить этих героев в отдельную группу, хотя в основном герои постмодернизма унаследованы из последних двух направлений: противостояние реализма и неоромантизма и всех ликов его мы можем видеть в количестве среди издательских новинок. Однако есть и чисто специфическая черта героя постмодернизма: он эклектичен до абсолюта. То есть герой реализма может быть помещен в условия неоромантизма (т.н. фэнтези о попаданцах), или наоборот (т.н. городское фэнтези). Кстати, у Пелевина мы видим оба варианта: Generation П - 1й и Священная книга оборотня - 2й.
Мне лично герои постмодернизма не близки - зачем совать героя туда, где он по определению не уместен? Обстоятельства не сделают из мелкой душонки героя.
Ни конфликта, ни масштаба я выделить не могу - все слишком разнообразно. Да они и не нужны здесь, ведь смысл в эклектике.

@темы: теория литературы

16:55 

Микропроза

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Не знала о существовании такой формы, но судя по всему нечто весьма достойное внимания. Если я правильно понимаю, то микропроза предполагает высокую концентрацию символа на маленьком пространстве:) Исходя из приведенных ниже примеров - так оно и есть.

12.01.2011 в 18:08
Пишет Aprilscherz:

Микропроза
Итак, швейцарская литература. Повертев в руках список, первой на прочтение выбрала Корину Бий (1912-1979). В некоторых источниках говорится, что писательница она всё-таки французская. Скорее всего потому, что она писала на французском. У неё есть рассказы. И есть микропроза. Это вот так:
Милый дом

или вот так:


Побродив по паутине в поисках хоть какой-то литературной теории о микропрозе, нашла микропрозу испанскую, 4 миниатюры Марины Кжилевски и, всё-таки, немного теоретических напутствий тем, кто только собирается писать микропрозу.
Возможно, я чего-то не понимаю. Мне просто стало интересно, что вообще породило микропрозу как жанр? Все эти миниатюры похожи на эпизоды фильмов, в которых герой вспоминает прошлое. Маленькая эмоциональная зарисовка, отрывочек мыслей. Любопытно, и временами кажется что всё это время смотрел на картину. В любители не записываюсь, но знаю теперь, что есть такое занятное литературное явление.
Рассказы Корины Бий читать я только пробовала. Возможно эти вещи, для более утонченного настроения.
Здесь есть некоторые переводы её произведений.

URL записи

@темы: теория литературы

02:10 

Чехов

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Языковое мастерство Чехова.
Небезынтересная книга, рекомендую ознакомиться тем, у кого проблемы с пониманием лингвистической составляющей образа. Написано местами сложновато для неподготовленного читателя, но не слишком - поймет и студент.
Благодаря этой книге я взглянула с нового ракурса на целостность литературного текста.
Аннотация:
В книге рассмотрены проблемы языка и стиля А. П. Чехова; анализируется семантика художественного текста и стилистическое своеобразие лексики, синтаксиса, художественно-изобразительных средств. Сборник рассчитан на специалистов в области языка и литературы, преподавателей и студентов, а также на широкий круг читателей, интересующихся творчеством А. П. Чехова.
Выходные данные: Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988 - 144 с.

@темы: литературная критика, теория литературы

23:33 

Литературные дневники

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Записные книжки Волошина мне нравятся намного больше дневников Блока (где интересные мысли надо ловить) или Пушкина (люблю исторические анекдоты, но мысли люблю больше). Волошин думал. В его записных книжках довольно много цитат и рассуждений, эдакие заметки на полях.
Если идти дальше - от организации личного пространства к творчеству, то напрашивается любопытный вывод: настоящего лица Пушкина мы в его произведениях не видим, это человек-загадка, прикрывшийся традицией. Он может написать о чем угодно, из этого еще не следует, что именно так он и думал.
Блок - лирик. Я не открываю никому Америку этим утверждением и вообще, Цветаева на эту тему рассуждала намного глубже, чем я. Но в голове у лирика бардак, он мыслит символами, образами, ассоциациями и редко понимает что именно он написал. В начале ХХ века была традиция рассматривать поэта как проводника божественной энергии - заслуга поэта лишь в том, что он дотянулся до символа, не поэт создает символ, скорее символ поэта. Это про Блока.
А вот Волошин точно знал что именно он писал и зачем использовал то или иное слово\образ. Потому что он не поэт, а философ. Для него важно не творчество само по себе, для него творчество это дорога, Путь Богопознания.

@темы: Литература, теория литературы

09:55 

Ещё немного философии литературы. Поэзии точнее

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Во все времена поэзии свойствен элемент разумной логической связи, даже тогда, когда она поднимается до самых высоких страстей. Хотя ее сущность --создание прекрасных образов, она выражает эти образы словами, то есть как мысль, ибо внушаемое даже единственным словом представление тоже есть мысль. Инструментом поэта является язык с его логическими средствами. Как бы высоко ни парило воображение, логически выраженная мысль остается канвой стихотворения. Ведийские гимны, Пиндар, Данте, самая глубокая мистическая поэзия, самый взволнованный миннезанг не обходятся без этих схем, поддающихся логическому и грамматическому анализу. Даже китайская поэзия не лишена, насколько я понимаю, этой связи при всей своей туманности.

читать дальше

Й. Хейзинга. В тени завтрашнего дня

@темы: теория литературы, смежные науки

03:47 

О поэтах, поэзии и прочей метафизике.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Я уже писала здесь о работе с поэтическим текстом, сегодня хочется этот разговор продолжить.
Наткнулась на статью Хайдеггера Гёльдерлин и сущность поэзии. - В 4 томе, сохраняется в вордике.
С Хайдеггером я впервые познакомилась в контексте философии языка и статья о сущности поэзии развивает ту же концепцию. В его видении поэтический язык предстает неким сакральным языком. Подход не нов, однако Хайдеггер очень образно излагает эту мысль. Его стоит цитировать и просто прочитать, прежде чем говорить о поэзии вообще.
Поскольку поначалу читать Хайдеггера довольно сложно, я сделала небольшой конспект, чтобы неподготовленный читатель мог составить представление о содержании статьи и понять нужна ли она ему в полном виде или можно обойтись краткой нарезкой.

Хайдеггер выводит сущность поэзии из 5 высказываний Гёльдерлина:
1. «Творение стихов — невиннейшее из творений» (III 377).
2. «И потому опаснейшее благо — язык дан человеку...
чтоб показал он, что он есть такое...» (IV 246).
3. «Много познал человек.
Небожителей многих назвал,
С тех пор как мы — разговор
И можем услышать друг друга» (IV 343).
4. «Но что остается, то учредят поэты» (IV 63).
5. «Многозаслужен и все ж — поэтический житель
Человек на этой земле» (VI 25).


Под MORE несколько цитат, кратко характеризующих основную мысль статьи.

читать дальше

@темы: теория литературы

15:37 

О поэзии

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
05.04.2010 в 13:22
Пишет NikkValeriev:

"После кражи из Лермонтова я стала самостоятельно писать стихи. Они имели два свойства, присущие одинаково стихам детским и стихам скверным: стук метронома и щелканье рифмы. Этим я вполне удовлетворялась: мне было десять лет. Как часто этим удовлетворяются взрослые люди: тра-та, тра-та, тра-та - есть? мочь-ночь, белый-смелый есть? Ну, значит, это стихи. Секрет бывает утерян, секрет бывает не найден. Но кое-кто думает, что никакого секрета вообще нет. "
Н. Берберова "Курсив мой"

URL записи

@темы: теория литературы

12:27 

Простое искусство убивать

I shall endure to the end
Совершенно случайно наткнулся на имя Рэймонда Чандлера, пролистывая свой twitter-feed и решил посмотреть чем же он так знаменит, раз вчера был день его памяти. И не разочаровался. Не потому, что попал на его детективы, а как раз потому, что попал на его статью, в которой чётко и ясно описано положение детектива в современной литературе.

Я сам не фанат детективов и беллетристики, но его строки весьма меня позабавили. Он очень трезво и очень чётко видит понятие детектива в литературе и эта его ясность мышления действительно радует. Возможно, стоит прочитать одно из его произведений.

@темы: литературная критика, теория литературы

23:44 

Memento mori

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Однажды я увидела в дневнике Arme очаровательный коллаж. Тогда родилась идея подобного поста, но только теперь я смогла худо-бедно оформить концепцию. Точнее, это некая сумма рассуждений и наблюдений.
Под литературным героем я понимаю персонажа, чья судьба плотно вплетена в ткань художественного пространства, т.е. это именно герой, а не предмет мебели - подобными "героями" нередко грешит современная фэнтези. Иными словами: если идет война и от взрыва погибает человек, о котором мы ничего не знаем и его смерть никак не отзывается на действиях прочих персонажей - погиб "предмет мебели", если погибает (пусть и безымянный) герой, но в результате происходит, скажем, смещение бездарного командира (см. Некрасов "В окопах Сталинграда"), то умирает герой второго (третьего) плана.
Смерть персонажа всегда характеризуется сменой внутреннего ритма в прозе и, вероятно, в лиро-эпических жанрах. Мне проще рассуждать о прозе, потому от неё я и буду отталкиваться. Если кто-нибудь пожелает дополнить закономерностями поэтического текста - я только за (М.Ю. Лермонтов "Бородино", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Песнь о Роланде", народные баллады и былины, поэзия серебряного века и т.д.), номне проще опираться на прозу.
Итак, меняется внутренний ритм. В художественном пространстве литературного произведения ни один герой не случаен - он является носителем определенной идеологии, традиции, образа жизни, философии. В большинстве художественных произведений кто-нибудь умирает. Что означает смерть, каким целям она служит?
1) Несогласие автора с позицией героя.
читать дальше
а) "Не виноватая я!"
читать дальше
б) Торжество добродетели.
читать дальше

2) Несовместимость героя с окружающей действительностью.
читать дальше

3) Ничего личного - это твоя работа
читать дальше

В художественном пространстве одного текста может встретиться несколько типов смертей, а бывает и так, что герой подходит сразу под несколько пунктов приведенной выше типологии. Это характерно любой классификации, но обычно не составляет труда определить доминирующий тип. Важно всегда помнить про очевидное - никакая смерть не случайна.

Мы подошли к той мысли, ради которой все и затевалось, ещё раз благодарю Вас, эрэа Arme
Смерть лирического героя

Есть ещё один тип смерти героя, специально вынесенный мною за скобки. Любая смерть любого героя содержит потенцию этого типа смерти. Читатель может, исходя из личного опыта, увидеть эту возможность или пропустить её, но в тех случаях, когда этот тип смерти доминирует над другими неизбежно КРУШЕНИЕ МИРА. Потому и происходят изменения во внутреннем ритме текста - напряжение нарастает, плотность художественного увеличивается. Это крушение Мироздания, читателя и Возрождение (или Перерождение), сама ЖИЗНЬ. Приведенный выше коллаж под названием "Смерть лирического героя" прекрасно иллюстрирует этот тип классификации. Теперь рассмотрим конкретный пример:
Иво Андрич Мост на Дрине: Мост.
читать дальше

Выдержки из дискуссий:
читать дальше

@темы: теория литературы

17:16 

Поэзия и с чем её едят.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Граждане, я не умею работать с поэзией, а надо. Этот пост создан для выработки теории работы с поэтическим текстом. Поскольку опыта в данной области у меня нет, тут наверняка будет множество самоочевидных вещей. комментарии, мнения, ссылки на литературу приветствуются.
различие прозы и поэзии

upd:
штампы и устойчивые метафоры


upd2:
категориальное значение изобразительно выразительных средств в прозе и поэзии

upd3:
спорно. о сути поэзии и прозы

выводы:
читать дальше

@темы: теория литературы

18:16 

Свежий взгляд на теорию литературы

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
04.01.2010 в 13:02
Пишет Literally L.:

Фрези Грант, из понравившегося в Turkey City Lexicon))
Синонимания

Патологическое злоупотребление эффектными, но приблизительными прилагательными, превращающее произведение в зловонную, вонючую, болезнетворную, гнойную, грязную, заразную кучу синонимов. (Приписывается Джону У. Кэмпбеллу)

Бафос

Неожиданная, настораживающая смена стилистики. "Пацаны, ща они всех порежут, а обстановка во вверенном нам регионе уже и так достигла критического уровня напряженности."

Каракатица над камином

Чехов сказал, что если в первом акте над камином висит ружье, в третьем оно должно выстрелить. Другими словами, некий элемент сюжета нужно ввести в действие в наиболее подходящий момент и соответственно его обыграть. Однако в НФ движущие сюжет прибамбасы иногда достигают такого масштаба, что банальные сюжетные перипетии могут обрушиться под их тяжестью. Не так просто бывает непринужденно обыграть, скажем, семейные последствия финансовых проблем папаши, когда гигантский извивающийся спрут-кракен крушит весь город. Подобное несоответствие между прилично-банальными сюжетными ходами и экстремальной, гротесковой или провидческой тематикой научной фантастики известно как "каракатица над камином".

Синдром Денниса Хоппера


Сюжет, основанный на некоем эзотерическом научном или околонаучном факте и представляющий собой поток зауми, время от времени разражающийся непонятными событиями. Затем в рассказ вламывается придурковатый персонаж (обычно таких хорошо Деннис Хоппер играет) и, выпуча глаза, в длинном занудном монологе внаглую объясняет главному герою всю подоплеку происходящего.

Заговор идиотов

Сюжет, который развивается только потому, что все имеющие к нему отношение персонажи - идиоты. да-да-да! :-D

URL записи

@темы: теория литературы, Юмор

15:41 

ИРЛИ, библиотечка

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
01:41 

Наталья Шубникова-Гусева. Дискурс русской эмиграции о Есенине (1918—1945)

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Наталья Шубникова-Гусева. Дискурс русской эмиграции о Есенине (1918—1945)


Сергей Есенин — ключевая фигура, олицетворяющая национальную целостность русской литературы «вне границ». Судьба поэта оказалась неразрывно связанной с культурой и историей русского зарубежья. И это определило не только пафос, но содержание и широкую географию работ о поэте (Берлин, Париж, Харбин, Нью-Йорк, Прага и др. центры русского рассеянья). Среди авторов работ о поэте люди самых разных взглядов и позиций: поэты, писатели, философы, художники, музыканты, историки. Хронологические рамки нашего доклада — 1918—1945. Наиболее ранний из обнаруженных отзывов о творчестве Есенина датируется 1918 годом. Завершающими являются вступительная статья Вячеслава Казанского (Завалишина), изданного под видом молитвенника рижской типографией Флетчера в 1944 году, и статья постоянного литературного обозревателя нью-йоркской газеты «Новое русское слово» Веры Александровой, написанная в конце 1945 года.



Несмотря на то, что работы о поэте этого периода содержат полярные оценки творчества поэта, дискурс русской эмиграции о Есенине ярко характеризует как русскую эмиграцию в целом, так и творчество самого поэта и может быть рассмотрен как единый текст с его предпосылками, характерными чертами, противоречиями и штампами.
читать дальше

@темы: Литература, теория литературы

15:49 

БАХТИН И РУССКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕХУ

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
С. С. Аверинцев

БАХТИН И РУССКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕХУ

(От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского . - М., 1993. - С. 341-345)

Я собираюсь говорить о том, что, в числе много другого, стоит за книгой М. М. Бахтина "Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", составляет ее фон, ее внелитературную предпосылку, - и как раз потому в ней самой не обсуждается.
Основная категория книги - "народная смеховая культура" или, проще, короче и одновременно шире, - "смех". Речь идет об одной из универсалий человеческой природы. Это явление, однако, по-разному окрашено в различных культурах, и самое слово "смех" приобретает в несхожих языках то одни, то другие коннотации. По-русски односложное, отрывистое, фонетически весьма выразительное "смех" систематически рифмуется со столь же односложным и отрывистым "грех". Пословица говорит: "Где смех, там и грех" (варианты: "Мал смех, да велик грех"; "Навели на грех, да и покинули на смех"; "И смех, и грех"; "И смех наводит на грех"). Очень характерно пушкинское:

... А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

За этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош. В западной традиции аскеты и вообще религиозные лидеры занимали в вопросе о смехе различные позиции; но на уровне языкового обихода фраза "святой пошутил" ("The saint made a joke") в западных языках семантически допустима. По-русски такого и выговорить невозможно; подлежащее "святой" отказывается соединяться со сказуемым "пошутил", и это потому, что в народном языковом обиходе глагол "пошутить" систематически обозначает деятельность бесов. Самый обычный русский эвфемизм для беса - "шут" или, на более фольклорный лад, с оттенком боязливой интимности - "шутик". Бес "шутит", сбивая с пути или запрятывая позарез нужную вещь. Эта популярная демонология сама по себе, конечно, не специфична для России; уникальна лишь энергия, с которой сам язык связывает "беса" и "шутку", "грех" и "смех".
В Западной Европе поворот к религиозному отношению к смеху может быть прослежен не менее чем до времен Франциска Ассизского, этого "скомороха Господня" (Ioculator Domini). Из века в век можно наблюдать стремление католической гомилетики укротить смех, приручить его, интегрировать в свою собственную систему. Достаточно вспомнить немецкого каноника-августинца из времен Тридцатилетней войны - Абрахама а Санта Клара. Да и более ранние обыкновения, обстоятельно обсуждаемые Бахтиным, как то risus paschalis и прочие виды "смеховой" практики, подчиненные распорядку церковного года, укладываются в ту же матрицу. Важен здесь именно момент календарности, иначе говоря, условности, конвенциональности, конечно, упоминаемый, но, как кажется, недостаточно оцененный у Бахтина. Для последнего "карнавал" есть свобода и только свобода; но если свобода регулирует себя в соответствии с указаниями церковного календаря и отыскивает для себя место внутри конвенциональной системы, ее характеристики как свободы подлежат некоторому уточнению.
Русское отношение к смеху как к неуправляемой и потому опасной "стихии", как выражался Блок, очаровательно выражено у другого поэта - молодой Цветаевой:

... Прохожий, я тоже любила
Смеяться, когда нельзя!

Вся западная институция "карнавала" на том и основана, что смеются, когда - "можно", точнее, когда самое "нельзя" в силу особого формализованного разрешения на время обращается в "можно" - с такого-то по такое-то число.
Конечно, и русская традиция знает Святки, знает Маслену Неделю перед Великим Постом. Однако Православие не испытало ничего похожего на францисканский переворот. "Смехотворство" и поныне фигурирует в уставном каталоге грехов, в которых православный должен приносить покаяние. Притом кажется, что русская аскетика выделяется в этом отношении, если ее сравнить с остальным православным миром во времени и пространстве. читать дальше

@темы: теория литературы

07:18 

Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна Сергей Ташлыков

«Кусок жизни грубой и бедной» не может превратиться в легенду, -утверждает А.И.Куприн, ибо «современная жизнь, вся насквозь, меняется через десятилетия в зависимости от гигантских успехов механической культуры, меняется вместе с модами, вкусами, обычаями, нравами и искусствами, подобно тому, как часто меняется политическая карта земного шара, не оставляя места для героической легенды или душевного поучения, уложенного в предания старины. Трудно творить вечное, сидя в поезде, мчащемся со скоростью ста двадцати километров в час».

И писатель в своих произведениях всячески развенчивает легенду и сказку, порожденную современностью, ибо «в ней нет простого, нетленного внутреннего состава, нет крепкого станового хребта, её темы не годятся для медленного, складного устного пересказа долгой зимней ночью у огня»


Александр Иванович Куприн
Гатчина. 1912 г.

@темы: Литература, теория литературы

03:33 

замечательный ресурс!

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
звуковая энциклопедия русской культуры.

Информационно-образовательный интернет-портал разработан на Факультете филологии и искусств СПбГУ при финансовой поддержке Фонда «Русский мир».

На портале доступны аудиозаписи лекций ведущих специалистов Санкт-Петербургского государственного университета, посвященные разнообразным проблемам изучения русского языка, литературы, истории и культуры.

Лекционные курсы снабжены вводными статьями, справочно-библиографическим аппаратом, иллюстрациями и другими материалами, обеспечивающими их полноценное и удобное использование в качестве учебно-научных ресурсов. Кроме того, студенты могут проверить свои знания с помощью различных заданий и тестов.

@темы: смежные науки, теория литературы

Между строк

главная