Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Дейдре (список заголовков)
17:17 

Встречи в Москве

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
А действительно: кто хочет тематических вечеров?
Можем собираться в антикафе или найти симпатичную кофейню.
Если вам интересно - давайте подумаем на счет формата?
Мне удобнее вечер буднего дня, в идеале - среда или пятница.
Можем собраться чисто читательским клубом, можем часть времени оставить на теорию - мне например о ней тоже интересно разговаривать. Печатать лень, а разговаривать - одно удовольствие.
В общем кто, чего и когда хотел бы от этих встреч?

04:14 

Герои и героическое

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Мировая литература создала великое множество героев. Литературоведение подтягивалось, создавая классификации и методологии. Ни одна из них не подходит, или я с ней не знакома (что тоже может быть - теория литературы моим любимым предметом не была). Хотелось порассуждать о героях и героическом. Это скорее заметки на полях собственного мнения и если у кого есть что сказать по сему поводу - я только за.

Что такое герой? Под "хотим героев" мы все-таки понимаем не "литературного героя" (это для современного языка лишь более научный вариант слова "персонаж"), а нечто более широкое. Определение из толкового словаря современного русского языка мне не нравится своей раздробленностью: по-моему приведенные значения стоило бы объединить если не в единое, то по крайней мере в два основных и смысла выделять целых 6 значений я не вижу.

Из тех мнений о природе героя с которыми мне доводилось сталкиваться, лично я выбираю Гегеля: герой как воплощение национального духа.
крайний термин — всеобщность, мир богов, через средний термин — особенное — связан с единичностью, с певцом. Средний термин — это народ в своих героях, которые, подобно певцу, суть единичные люди, но лишь представленные и в силу этого в то же время всеобщие, подобно свободному крайнему термину — всеобщности, [т. е.] богам.
Феноменология духа
В моем понимании герой является неким сверхчеловеком, но приставка сверх- требуется для того. чтобы как-то обозначить эту природу для современного мира. Герой - человек, воплотивший свое богоподобие, причем не в христианском (хотя именно в христианстве, а точнее в Христе, герой воплотился наиболее полно и глубоко), а в широком смысле. В языческой Греции например герои приравнивались к полубогам, да и не только там.

А теперь галопом по истории литературы или как развивалось представление о герое.
1. Герой эпический.
Вот в нем-то божественное начало и проявляется наиболее ярко. Эти герои "ужасны и прекрасны" в одном абзаце текста. Или, как в данном случае, в одном небольшом сказании:
От великой ярости облик Кухулина исказился и стал ужасен: все его кости, все суставы и сухожилия пришли в движение, мышцы вздулись буфами, волосы встали дыбом и превратились в железные острия. Один глаз ушел в глазницу так глубоко, что и журавль не смог бы его достать, а второй выкатился наружу и стал размером с котел, в котором можно сварить теленка.
Стук его сердца был подобен рычанию льва, молнии сверкали вокруг лба, а над макушкой поднимался столб багрового дыма, словно над крышей дома, в котором зимним вечером остановился король.

Облачился Кухулин в шелковую рубаху и пурпурный плащ, падающий пятью складками и украшенный бахромой. Его глаза сияли, как драгоценные камни, волосы, черные у корней, красные посредине, золотые на концах, лежали кольцами. Сел Кухулин в свою колесницу и проехался перед вражеским войском - туда и обратно. Женщины четырех королевств любовались его красотой и просили своих мужей и отцов посадить их на щиты и поднять повыше, чтобы могли они лучше видеть Кухулина.

Похищение быка из Куальнге

Думаю, многие помнят ярость греческих или скандинавских героев. В общем, там также: герои как и боги не могут быть поняты обычным человеком. Человека они пугают, человеку недоступна такая высота духа и воли. Напоминает Ницше, не правда ли? Ну, он сам признавал связь своих воззрений с античностью. Между человеком дохристианской эпохи и героем его эпоса пролегает пропасть - герой абсолютно недосягаем, он не оставляет равнодушным: его обожают или ненавидят, восхищаются или боятся. Эти герои почти никогда не умещаются в мораль своего времени - им там тесно: то учителя случайно убьют, то с богами повздорят, то, обманув законы гостеприимства, золотое руно украдут, то подговорят царских дочерей убить отца, то царевну похитят.
В половине случаев им ничего за это не бывает: они герои, им и не такое можно. В половине случаев не прощается, поскольку они смертные и должны подчиняться установленным законам, так что тут уж как повезет. Эти герои также знают себе цену, самовосхваления - неотъемлемая часть эпоса.
Конфликт можно обозначить как "герой и его великие свершения" - на не великие герои эпоса не размениваются.
Масштаб: личность. Даже если герой спасает страну от вражеского нашествия, он это все равно делает потому, что именно он счел нужным пойти и спасти всех. А завтра может и не счел бы - настроение плохое и прочие "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Он не человек, его реакции не предсказуемы.

Герои средневековья.
Они тоже не совсем люди, но они именно прекрасны, а не ужасны. Это воплощение куртуазного идеала: и рыцари, и дамы. Рыцарей враги конечно боятся, но метаморфоз, подобных кухулиновским, мы там не найдем. Герой куртуазного романа обязательно совершает какой-нибудь смертный грех, искуплением которого потом занимается. Тристан и Изольда, Ивейн или рыцарь со Львом и т.д.
В первом случае предан сюзерен во имя любви к его супруге, во втором - возлюбленная во имя подвигов и приключений, после чего следует период отшельничества и искупления, чаще всего со счастливым финалом. Важно, что ни одно слово, ни одна деталь пейзажа и т.д. в средневековом романе не случайна, это абсолютная аллегория и даже если герои говорят о погоде, на самом деле они беседуют о спасении души. Здесь богопобие героя реализуется уже в христианской парадигме.
Конфликт: преодоление суетных страстей и торжество добродетели, спасение души.
Масштаб: социальный слой. Рыцарь ведет себя так, как положено рыцарю. Он постоянно вспоминает о том, как должен поступить рыцарь и т.д.

Герои классицизма.
Но, "век добрых рыцарей прошел", и на первое место выходят служение стране и государю в ущерб собственной чести, собственным интересам и т.д. Гражданские добродетели возведены в культ, чему немало способствуют централизация власти и повальное увлечение образцами античности, но не героями, а философами или непростыми, но все же смертными - людьми. "Человек - мера всех вещей", провозгласили мыслители Ренессанса и герой начал постепенно спускать с небес. Если героем или рыцарем надо родиться, то гражданина в человеке можно воспитать. Однако, герой пока еще существо исключительное. Кстати, что немаловажно: этот герой социален. Он не архетип уже благородного рыцаря и не полубог, он человек, живущий постоянно среди других людей, взаимодействующий с ними. Примеры: Сид Корнеля, Опыты Монтеня и т.д.
Конфликт: утверждение гражданских добродетелей.
Масштаб: государство, нация.

*На самом деле здесь и далее (да и ранее тоже) такое разнообразие персонажей, что в глазах рябит. Но в той мере, в которой я пытаюсь говорить о героях пока ограничусь этой краткой характеристикой без особенного углубления.*
Далее происходит развитие процесса, который начался в классицизме: герой спускается с небес на землю и чем дальше, тем ниже, чем ближе к нашему времени, тем меньше в герое исключительности и богоподобия, тем больше он похож на обывателя. Можно ли говорить о таком герое, как о воплощении национального духа? Пожалуй, да. Но с поправкой на то, что герой из архетипа становится человеком или тем, что мы называем личностью. Приставка сверх- растворяется в социализации.

Герой сентиментализма.
Торжество чувства. В лучшем случае человек обладает врожденным (природным) знанием о том, как ему нужно жить для торжества добродетели или, точнее, для создания справедливого общества ( Руссо Юлия или Новая Элоиза). В худшем - социальная сатира, приправленная изрядной долей самооправдания (хрестоматийная Бедная Лиза Карамзина, Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Л. Стерна). Но именно здесь мы впервые встречаем героя посланника, который обладает врожденным знанием и потребностью в утверждении этого знания.
Конфликт: личные демоны.
Масштаб: внутренний мир.

Герой романтизма.
Можно сказать, что движение романтизма появилось в качестве эстетического протеста против машинерии и научно-технического прогресса - все вокруг заполонили пароходы и поезда, народу не понравилось. Вот тут-то и началось раздолье для байронических героев, у них там гнездо, т.е. утверждается самоценность индивидуального восприятия мира. Кстати, по-моему только в эту эпоху становится возможным такое нарицательное, как байронический герой: это не проявление архетипа, а подражание подражанию. Романтики решили, что мир не таков, каким кажется. Они воскресили леших, русалок и других фольклорных персонажей и наводнили ими окрестности. Лесной царь Жуковского, Мицкевич, Гоффман (не буду поминать Байрона, все и так догадались). Впрочем, вместо мистики можно было просто отправиться в дальние страны, как это любил Байрон или на Каваказ, как мы это видим у Лермонтова (Печорин вполне романтический герой).
Конфликт: Мир воображаемого, которое может оказаться реальным. Или попытка утвердить нестандартное мировосприятие.
Масштаб: бунт человека против человечества.

Герой реализма.
Предполагает "адекватное изображение действительности". Порой эта адекватность превращается в сюжет типа "А кузнец Вакула тем временем ковал что-то железное". Тема маленького человека, столь любимая в русской литературе, разворачивается здесь во всей красе - масса вылезает на первый план. Госпожа Бовари Флобера, почти весь Чехов, значительное количество советской литературы. Герой (даже если он совершает нечто выдающееся, что не является обязательным условием) - эдкий "добрый мой приятель". Таких людей сотни, тысячи. Теряется значение имени героя - какая разница будут ли его звать Васей или Петей? Именно здесь становится возможным установление тождества герой - персонаж. Любой герой, важен каждый, каждый является героем в своей повседневной жизни. Для лакея нет героя, как говорят французы.
Конфликт: человек и общество. Причем конфликт (это именно конфликт, в широком понимании слова: противостояние) происходит на уровне идеологии или предрассудков.
Масштаб: мы и они.

Герой неоромантизма, фантастики, фэнтези.
Реализм превратил окружающий мир в череду будней и банальностей, а человеку все-таки хотелось чего-то с приставкой сверх-, в результате чего начало набирать обороты прямо противоположное реализму движение. Душа жаждала сказки, человек ее получил. Блок Балаганчик, Белый Симфонии, всем нам известный профессор Толкиен и т.д.
Конфликт: человек и абстракция (Зло, Звезды, Свет и т.д.)
Масштаб: действие происходит за пределами Ойкумены или и там, и сям: обитаемая вселенная расширяется.

Герой постмодернизма.
Решила все-аки выделить этих героев в отдельную группу, хотя в основном герои постмодернизма унаследованы из последних двух направлений: противостояние реализма и неоромантизма и всех ликов его мы можем видеть в количестве среди издательских новинок. Однако есть и чисто специфическая черта героя постмодернизма: он эклектичен до абсолюта. То есть герой реализма может быть помещен в условия неоромантизма (т.н. фэнтези о попаданцах), или наоборот (т.н. городское фэнтези). Кстати, у Пелевина мы видим оба варианта: Generation П - 1й и Священная книга оборотня - 2й.
Мне лично герои постмодернизма не близки - зачем совать героя туда, где он по определению не уместен? Обстоятельства не сделают из мелкой душонки героя.
Ни конфликта, ни масштаба я выделить не могу - все слишком разнообразно. Да они и не нужны здесь, ведь смысл в эклектике.

@темы: теория литературы

16:55 

Микропроза

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Не знала о существовании такой формы, но судя по всему нечто весьма достойное внимания. Если я правильно понимаю, то микропроза предполагает высокую концентрацию символа на маленьком пространстве:) Исходя из приведенных ниже примеров - так оно и есть.

12.01.2011 в 18:08
Пишет Aprilscherz:

Микропроза
Итак, швейцарская литература. Повертев в руках список, первой на прочтение выбрала Корину Бий (1912-1979). В некоторых источниках говорится, что писательница она всё-таки французская. Скорее всего потому, что она писала на французском. У неё есть рассказы. И есть микропроза. Это вот так:
Милый дом

или вот так:


Побродив по паутине в поисках хоть какой-то литературной теории о микропрозе, нашла микропрозу испанскую, 4 миниатюры Марины Кжилевски и, всё-таки, немного теоретических напутствий тем, кто только собирается писать микропрозу.
Возможно, я чего-то не понимаю. Мне просто стало интересно, что вообще породило микропрозу как жанр? Все эти миниатюры похожи на эпизоды фильмов, в которых герой вспоминает прошлое. Маленькая эмоциональная зарисовка, отрывочек мыслей. Любопытно, и временами кажется что всё это время смотрел на картину. В любители не записываюсь, но знаю теперь, что есть такое занятное литературное явление.
Рассказы Корины Бий читать я только пробовала. Возможно эти вещи, для более утонченного настроения.
Здесь есть некоторые переводы её произведений.

URL записи

@темы: теория литературы

00:18 

Семинар.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
18.01.2011 начинаем разбор сборника Бодлера Цветы зла.
Предлагаю желающим ознакомиться с текстами, подумать над ними или просто историю периода посмотреть - тут у нас с вами полная свобода фантазии.дискуссию продолжаем в течение двух недель или месяца - посмотрим как пойдет - потом подводим итоги обсуждения - до чего мы с вами коллективными усилиями додумались.

@темы: анонсы

19:21 

Организационное

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Господа, все мы так или иначе связаны с литературой и теорией литературы. Большинство из нас учатся или закончили факультеты филологии, а сочувствующие копали эту область.
Сообщество существует уже довольно долго, наверное многие из вас, вступая в него, имели какие-либо ожидания. Я предлагаю высказать их в этом сообщении.
Как сообщество вижу я: это сообщество должно быть посвящено именно литературной критике, анализу и разбору литературный произведений, архетипам и символам литературы. Центральной задачей его является не аннотация или написание рецензий на восхитившие нас книги - для этого специальные сообщества - а именно мысли о путях развития и назначении текста, о его влиянии на культуру в целом.
Невозможно охватить все, но для успешного функционирования сообщества необходима программа. Мне казалось, что заявленных в описании "теории и истории литературы" достаточно, но, видимо, это не так.

Мне пришли на ум следующие положения:
1. Сообщество литературовед не является академическим - допустимо выражение мыслей как в специфической научной манере, так и размышления в вольном стиле.
2. Мнение должно быть обосновано, т.е. "Я думаю, что Пушкин был реалистом" - неверно. Верно: "Я думаю, что Пушкин был реалистом, потому что в его творчестве много бытовых деталей, описывающих жизнь людей той эпохи. Капитанская дочка, например".
3. На любое мнение может найтись другое мнение, не менее ценное и обоснованное. В литературоведении не существует абсолютной истины, поскольку многое зависит от точки рассмотрения того или иного произведения или направления.
4. Каждое мнение ценно. Если возникают контраргументы, это означает, что ваше мнение заинтересовало собеседника и стимулировало его умственную деятельность. вызвало отклик. Несогласие с вашим мнением не является "камешком в ваш огород", попыткой обидеть или задеть лично вас. Это приглашение к обсуждению, обмену мнениями.

Отдельно, виртуальные семинары
Как вы смотрите на то, чтобы устраивать виртуальные семинары?
Выбираем книгу, которая есть в сети или какую-нибудь широкую тему и анализируем. Предупреждаем друг друга где-то за месяц и обсуждаем в течение месяца. Потом выкладываем сумму мнений и выводов.

02:10 

Чехов

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Языковое мастерство Чехова.
Небезынтересная книга, рекомендую ознакомиться тем, у кого проблемы с пониманием лингвистической составляющей образа. Написано местами сложновато для неподготовленного читателя, но не слишком - поймет и студент.
Благодаря этой книге я взглянула с нового ракурса на целостность литературного текста.
Аннотация:
В книге рассмотрены проблемы языка и стиля А. П. Чехова; анализируется семантика художественного текста и стилистическое своеобразие лексики, синтаксиса, художественно-изобразительных средств. Сборник рассчитан на специалистов в области языка и литературы, преподавателей и студентов, а также на широкий круг читателей, интересующихся творчеством А. П. Чехова.
Выходные данные: Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988 - 144 с.

@темы: литературная критика, теория литературы

23:33 

Литературные дневники

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Записные книжки Волошина мне нравятся намного больше дневников Блока (где интересные мысли надо ловить) или Пушкина (люблю исторические анекдоты, но мысли люблю больше). Волошин думал. В его записных книжках довольно много цитат и рассуждений, эдакие заметки на полях.
Если идти дальше - от организации личного пространства к творчеству, то напрашивается любопытный вывод: настоящего лица Пушкина мы в его произведениях не видим, это человек-загадка, прикрывшийся традицией. Он может написать о чем угодно, из этого еще не следует, что именно так он и думал.
Блок - лирик. Я не открываю никому Америку этим утверждением и вообще, Цветаева на эту тему рассуждала намного глубже, чем я. Но в голове у лирика бардак, он мыслит символами, образами, ассоциациями и редко понимает что именно он написал. В начале ХХ века была традиция рассматривать поэта как проводника божественной энергии - заслуга поэта лишь в том, что он дотянулся до символа, не поэт создает символ, скорее символ поэта. Это про Блока.
А вот Волошин точно знал что именно он писал и зачем использовал то или иное слово\образ. Потому что он не поэт, а философ. Для него важно не творчество само по себе, для него творчество это дорога, Путь Богопознания.

@темы: Литература, теория литературы

19:05 

О современной литературе и литературной критике.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Виктор Топоров

Жара. BDSM-хоррор

Сегодняшний интерес к поэзии – от того, что почти нет прозы. О чем же тогда говорить, когда не о чем говорить?

Осенью станет полегче. Пойдут хоть какие-то книги, пойдут дожди, перестанут плавиться мозги, а пока — мозг плавится, книг нет, а журналы читать невозможно. И вовсе не из-за жары.

Жара, как известно, разжижает мозги. Они плавятся. В том числе и мозги критические. Но бывает и так, что критические мозги разжижает ещё даже не сама жара, а её предчувствие...

И, если доживём, послевкусие...

Постоянные критики «Часкора» рекомендуют летнее чтение, подводят итоги литературного сезона и делают авансы следующему. На вопросы анкеты отвечают К. Анкудинов, Р. Арбитман, С. Беляков, С. Костырко, В. Левенталь, О. Новикова, В. Новиков, А. Рудалёв, В. Топоров, Г. Юзефович
Итоги литературного сезона

Коллективное подведение критиками итогов литературного сезона удивляет не столько разноголосицей в оценке отдельных имён и названий (она естественна) и даже не столько заведомой и вынужденной скудостью сводного шорт-листа — этакого воистину «короткого списка», — сколько парадоксально оксюморонным видением общей ситуации.

У одних упадок, у других — расцвет; у одних «новый реализм», у других — «новый романтизм» (он же, если я ничего не путаю, «неогогольянство»). У одних торжество истории над современностью, у других — полная победа non fiction над fiction. У одних развесисто-кровавые «Сумерки», у других страдающие хроническим несварением читательского желудка «Елтышевы», у третьих «Подстрочник».
читать дальше

(c) Частный корреспондент

@темы: литературная критика

22:42 

Забавно)

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Представьте себе, сколько было бы книг, если идея о Гарри Поттере пришла бы в голову Дарье Донцовой!
Первые десять книг он бы только искал поезд, следующий в Хогвардс.

@темы: Юмор

09:55 

Ещё немного философии литературы. Поэзии точнее

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Во все времена поэзии свойствен элемент разумной логической связи, даже тогда, когда она поднимается до самых высоких страстей. Хотя ее сущность --создание прекрасных образов, она выражает эти образы словами, то есть как мысль, ибо внушаемое даже единственным словом представление тоже есть мысль. Инструментом поэта является язык с его логическими средствами. Как бы высоко ни парило воображение, логически выраженная мысль остается канвой стихотворения. Ведийские гимны, Пиндар, Данте, самая глубокая мистическая поэзия, самый взволнованный миннезанг не обходятся без этих схем, поддающихся логическому и грамматическому анализу. Даже китайская поэзия не лишена, насколько я понимаю, этой связи при всей своей туманности.

читать дальше

Й. Хейзинга. В тени завтрашнего дня

@темы: теория литературы, смежные науки

03:47 

О поэтах, поэзии и прочей метафизике.

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Я уже писала здесь о работе с поэтическим текстом, сегодня хочется этот разговор продолжить.
Наткнулась на статью Хайдеггера Гёльдерлин и сущность поэзии. - В 4 томе, сохраняется в вордике.
С Хайдеггером я впервые познакомилась в контексте философии языка и статья о сущности поэзии развивает ту же концепцию. В его видении поэтический язык предстает неким сакральным языком. Подход не нов, однако Хайдеггер очень образно излагает эту мысль. Его стоит цитировать и просто прочитать, прежде чем говорить о поэзии вообще.
Поскольку поначалу читать Хайдеггера довольно сложно, я сделала небольшой конспект, чтобы неподготовленный читатель мог составить представление о содержании статьи и понять нужна ли она ему в полном виде или можно обойтись краткой нарезкой.

Хайдеггер выводит сущность поэзии из 5 высказываний Гёльдерлина:
1. «Творение стихов — невиннейшее из творений» (III 377).
2. «И потому опаснейшее благо — язык дан человеку...
чтоб показал он, что он есть такое...» (IV 246).
3. «Много познал человек.
Небожителей многих назвал,
С тех пор как мы — разговор
И можем услышать друг друга» (IV 343).
4. «Но что остается, то учредят поэты» (IV 63).
5. «Многозаслужен и все ж — поэтический житель
Человек на этой земле» (VI 25).


Под MORE несколько цитат, кратко характеризующих основную мысль статьи.

читать дальше

@темы: теория литературы

20:57 

Франциск Ассизский и эстетика пантеизма

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

Святой Франциск(1657- 1659), Алонсо Кано, Церковь Сан-Франческо эль Гранде, Мадрид, Испания


Когда-то мы обсуждали неоднозначную биографию этого человека и его вклад в эстетику католицизма.
Обсудили и забыли. Прошло несколько лет и я наткнулась на сочинение Честертона Франциск Ассизский. На мой вкус там слишком много патоки, но подобная сладость вполне соотносится с воззрениями Франциска.
На днях мне попались "Цветочки св. Франциска", попались после определенного количества атеистической и богоборческой литературы - тем интереснее было поле восприятия. Честное слово, мне понадобилось какое-то время, чтобы понять, что "они это серьезно". Одни и те же приемы и диаметрально противоположный смысл (вспомним того же Таскиля).
Так вот, "Цветочки..." меня лично повеселили - очаровательный сборник сказок, что собственно и ожидается от подобного текста. Тогда я решила, что пришло-таки время ознакомиться с текстами Франциска.
Св. Франциск Ассизский. Полное собрание сочинений
Меня позабавили две версии устава. Сравните устав 1221 (не утвержденный) и 1223 (утвержденный).

Устав 1223 г. в значительно большей степени, чем предыдущий, отмечен коллегиальностью составления. Окончательная его редакция принадлежит кардиналу Гуголину. Об этом сообщают источники, и это подтверждается формой изложения: написанный на хорошем латинском языке, он по стилю сильно отличается от других произведений св. Франциска. Ясные и четкие юридические формулировки соответствуют каноническому праву того времени. И все же иногда через лаконичность и сухость этих юридических формулировок пробивается лирический и задушевный слог св. Франциска, как это особенно видно в главах 6 и 10.

Видно-то оно видно, лирика Франциска - лирикой Франциска, однако при сравнении с предыдущей версией устава очень заметна формальная обработка, которой подвергся текст. Нечто подобное хотелось бы сказать и о завещании Франциска: приведенный ниже отрывок как-то совершенно не в духе данной личности.
читать дальше
(Ср. с Посланием к Ордену, к примеру)
читать дальше
В первом случае мы имеем принуждение и угрозы, во втором - религиозную экзальтацию. Я такие вещи предпочитаю разделять.
Устав, предназначенный эремиториям показался мне наиболее интересным.
читать дальше

Признаюсь честно, этот текст вынес мне мозг. Я потом как-нибудь разберусь что там имелось ввиду и как понимать к примеру этот фрагмент:
читать дальше


Святой Франциск получает стигматы, Джотто, 1300, Лувр, Париж, Франция


В общем, весело, да. Еще хотелось бы добавить ссылочку францисканский портал. Там в числе прочего музыка есть, местами неплохая. Кстати, в изложении истории ордена в России есть очень забавный момент:
В советское время францисканцы разделили горькую судьбу Католической Церкви и других христиан.

:ps: На тот случай, если у кого-то возникли сомнения относительно моих религиозных убеждений и т.п. Я не исповедую ни христианство, ни какую-либо иную официальную религию, однако отношусь к ним с уважением как к культурообразующему фактору.

Кстати, господа францисканцы выложили книги своего издательства в интернет :alles: вот после такого я почти готова во что-либо уверовать. Серьезно. Кто знаком с подобными изданиями знает как они порой необходимы и как сложно их найти.

@темы: Литература

04:55 

Роман Брандштеттер

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Ночь воцаряется в человеческом сердце для того, чтобы стали видны его звезды(с)


Роман Брандштеттер (3.01.1906-28.09.1987). Польский писатель, поэт, драматург и библеист.

Чего-то подобного мне очень хотелось почитать, но как-то не подворачивалось. Однако, на ловца, как говорится...:)
У Брандштеттера прекрасно показан конфликт идеологий. В "Дне гнева" - взаимоотношения церкви и мира. Самое забавное, что показаны основные типы восприятия церкви, характерные для современной России. В молчании также конфликт идеологий, однако тема религии проходит на втором плане, на первом жизнь в коммунистической стране. Часть героев верит в господствующую идеологию, часть нет. Мне понравилось, что ни в одной пьесе нет абсолютно отрицательны героев.
Также обрадовала почти Метерлинковская символичность. Да и не только к Метерлинку отсылки - достаточно на библиографию посмотреть (приведена ниже). В общем, прелесть. Всем рекомендую, ибо прекрасно написано :chups:

К сожалению, на русском языке совсем немного сведений о нем:
Утро после борьбы с ангелом (после статььи идет подборка цитат)
Роман Брандштеттер (здесь же есть несколько стихотворений).
Под катом много текста - основой для него послужила статья из польской википедии, прочие ссылки указаны в тексте. Я не считаю приведенный ниже перевод хорошим, однако для моего уровня владения польским языком оновполне приемлемо. Перечитывать и править текст силу меня уже нет, так что обо всех претензиях и логических несостыковках можно сообщить в комментарии - исправлюсь.
читать дальше

Почитать этого господина можно и на русском, правда не все.
АССИЗСКИЕ ХРОНИКИ
Роман Брандштеттер - тут внизу немного переводов. На пробу:
ЛИТАНИЯ КО СВЯТОМУ АНТОНИЮ

Песнь о жизни и смерти Шопена - не факт, что там все, но то, что есть мне очень понравилось. На пробу:
ДНИ И НОЧИ ШОПЕНА

День гнева, Молчание.
Немного цитат:
День гнева

Молчание

22:03 

Конференции и прочая наука

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Перелопатила сайт www.konferencii.ru и обнаружила там несколько конференций, которые просто не заметила раньше - никак не разберусь с их каталогом. Но понятно, что там не все конференции и тем более конкурсы и гранты. Уважаемые коллеги, кто где берет информацию, давайте попробуем собрать библиотеку ссылок!

18:44 

Ad fontes, господа, ad fontes...

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Для историка литературы совершенно ясно, что есть две жизни поэта, две его биографии. Одна - его жизнь среди современников, его человеческий жизненный путь с подъемами и срывами, со всеми мелочами жизненных отношений. И здесь "ничего человеческое ему не чуждо". И есть другая жизнь - жизнь поэта, отстоявшаяся в результате длительного и любовного постижения его внутреннего мира через творчество, его "поэтическая биография", творимая легенда, как и житие святого, но, в сущности, единственная подлинная и для поэта значущая. И с нею его повседневная жизнь смешиваема не должна быть.



В процессе написания реферата по философии, наткнулась на любопытную мысль:
Но самое, пожалуй, яркое в этих письмах ["письма о литературе"] — написанные с живым интересом и даже симпатией заметки о советских писателях, Маяковском и Пастернаке, о советской литературе в целом. В отличие от многих современников, изгнанных с Родины, Бём не обрушивает на “русскую литературу в пределах советской России”, как он очень точно выразился, гнев и проклятия, а старается разобраться, почему русская словесность при большевиках из мировой стала превращаться в провинциальную.
(с) Ю. Орлицкий.
:hmm: "Письма о литературе" А. Бема я читала и фраза меня несколько насторожила.
читать дальше
(с) А.Л. Бем, О советской литературе (Письмо первое) Письмо заканчивается словами:
Поэтому, вдумываясь в поставленную проблему, я всячески хочу в современной литературе советской России найти следы не упадка, а роста, искать положительного, а не отрицательного в ней. Подобно Ю. Олеше, мне хочется составить свой список "благодеяний", положить на чашки весов все за и против, чтобы сделать сознательный вывод и не впасть в преждевременное отчаяние. Попытку разобраться в этом сложном и очень для нас тяжелом вопросе я и сделаю в следующем своем письме.

читать дальше
(с) А.Л. Бем - О советской литературе (Письмо второе)

читать дальше
(с) А.Л. Бем - О советской литературе (Письмо третье)

Кстати, Федина лично я и сейчас уважаю. Причем именно за слог, а правда жизни на втором месте - меня там не было. А вот Лаврнева и за то, и за другое. Впрочем, если я правильно помню это 20е года. Могу и ошибаться, правда.

:thnk: Но вернемся к теме: А.Л. Бем был кем угодно. но дураком не был и не мог не понимать, что вопли о том, что "в советах все плохие" не могут заинтересовать общественность. Эмиграция это и так знает, а иностранцам безразлично. Не случайно он новый метод анализа вывел, притянув за уши Фрейда с психоанализом. Очень грамотно притянул, анализ получился прекрасный, насколько я могу судить, но при чем там Фрейд, окромя названия и пары терминов, синонимы которым есть и в русской религиозной философии? А вот не при том ли ,что Бему хотелось кушать и жить настоящим, а не воспоминаниями? Я, кстати, искренне восхищаюсь его критическими статьями. Вспомним его наставления поэтам пражского "скита": он рекомендовал им вводить реалии и по-возможности сближаться с окружающей их страной. Получилось прекрасно и поэзия этого объединения достойна самого пристального внимания (лично сканировала С. Рафальского, есть кто ещё в сети не в курсе - надо бы оцифровку продолжить. но пока не до того).
Так вот, я собственно, к чему веду:
Письма о советской литературе - 1933.
Теперь посмотрите ещё раз на первую цитату, к которой я самозабвенно придираюсь:

Но самое, пожалуй, яркое в этих письмах — написанные с живым интересом и даже симпатией заметки о советских писателях, Маяковском и Пастернаке, о советской литературе в целом. В отличие от многих современников, изгнанных с Родины, Бём не обрушивает на “русскую литературу в пределах советской России”, как он очень точно выразился, гнев и проклятия, а старается разобраться, почему русская словесность при большевиках из мировой стала превращаться в провинциальную.

А.Л. Бем - Спор о Маяковском (1931):
читать дальше

Все помнят, что Гумилев был расстрелян и за что именно?

читать дальше
А.Л. Бем - Памяти Н. С. Гумилева (1921-1931) 1931
А.Л. Бем - Еще о Гумилеве наверное, автор имел ввиду эту статью. Симпатия безусловно есть. Лично к Гумилеву, что Бем не раз подчеркивает, только к советской литературе это не относится.
К ней относится письмо О съезде советских писателей (даю ссылку только на первую часть, остальное легко вытаскивается со странички).
Против писателей-"попутчиков", на которых собственно и держалась русская литература, была поднята настоящая травля. Групповщина разъедала литературу. 1934 г.

Добавлю также, на случае если кто не в курсе, что для русского зарубежья в принципе было характерно осознание себя частью русской культуры, в общем-то единой с культурой советской России, хотя и развивающейся в ином ключе. Культура советская считалась не то полюсом, не то вектором и когда-нибудь предполагалось воссоединение этих двух направлений. ("Мы в послании"). были, конечно, и ненавистники советской культуры, но не в таких количествах, как принято считать.

:ps: Да, в филологии можно обосновать что угодно и как угодно. Даже с цитатами, ибо она, будучи вырванной из контекста, приобретает противоположный смысл. Но ради чего все это делается? Мне понятны причины, побудившие Орлицкого сделать подобные выводы - отметим, справедливости ради, что большая часть текста посвящается работам Бема о Достоевском - но не читай я первоисточника (а все первоисточники прочесть ой как непросто - в моей теме их ещё раздобыть надо) могла бы и поверить на слово.
Так что ad fontes, господа, ad fontes...

@темы: литературная критика

00:46 

интересное меороприятие

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
11 апреля 2010 года в 14-00 семинар «ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА» в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова.

В гостях д. филол. н., член редколлегии журнала «Знамя», вице-президент Российского общества Ф.М. Достоевского, гл. редактор альманаха «Достоевский и мировая культура» Карен Ашотович Степанян.

Тема доклада: «ЧЕЛОВЕК В СМЫСЛЕ «РЕАЛИЗМА В ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ»: ТЕОДИЦЕЯ И АНТРОПОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО». Представление книги К.А. Степаняна «Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского» (СПб., 2010).
В начале семинара будет краткое самопредставление участников.
Адрес Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92
Проезд.: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».
Справки по тел.: 335-47-38, 8-905-758-43-54.

15:37 

О поэзии

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
05.04.2010 в 13:22
Пишет NikkValeriev:

"После кражи из Лермонтова я стала самостоятельно писать стихи. Они имели два свойства, присущие одинаково стихам детским и стихам скверным: стук метронома и щелканье рифмы. Этим я вполне удовлетворялась: мне было десять лет. Как часто этим удовлетворяются взрослые люди: тра-та, тра-та, тра-та - есть? мочь-ночь, белый-смелый есть? Ну, значит, это стихи. Секрет бывает утерян, секрет бывает не найден. Но кое-кто думает, что никакого секрета вообще нет. "
Н. Берберова "Курсив мой"

URL записи

@темы: теория литературы

03:43 

Альфред Людвигович Бем

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Письма о литературе
По-моему, прекрасный образец того, как надо писать литературную критику. Понятно, что Бем был ограничен в объемах, но это не умаляет точности характеристик и высокой образности слога.
В письмах о литературе замечательно отразились умонастроения литературной богемы первой волны эмиграции.
Когда говорят о литературной критике русского зарубежья, в первую очередь принято вспоминать Адамовича, Ходасевича и Слонима. А по-моему начинать нужно с Бема.

@темы: литературная критика

17:55 

Елисаветградское Евангелие

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Продолжается распространение факсимильного издания Елисаветградского Евангелия тетр, хранящегося в Музейном собрании НИО рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 178. № 9500).

Елисаветградское Евангелие — одна из замечательных лицевых пергаменных рукописей, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки. Время создания книги — спорный вопрос. Раньше считалось, что она была сделана в начале XVII в. книжниками молдавского митрополита Анастасия Кримковича. Однако в настоящее время болгарская исследовательница Мария Спасова передатировала ее на основании лингвистического и палеографического анализа ближе к рубежу XV - XVI вв.

читать дальше

Общество любителей древней письменности

:ps: Вчера получила эту Книгу. Мало что можно сказать - писать междометиями не хочется. Но, как хорошо, что есть люди, которые это делают. Люди, которые популяризируют древнюю письменность. Там ещё и лекции читают!

@темы: Литература, анонсы

22:22 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
02.03.2010 в 18:54
Пишет Рив:

Сообщение-приглашение)))
Разумеется к нам...Само собой на неделю детской книги)))



Кто именно будет из авторов и расписание добавлю чуть позже.
*Распространение информации всячески приветствуется :)

Расписание(пока для младшеньких: дошкольники - 4 кл.)
Обновила, в связи с добавлением расписания

URL записи

@темы: анонсы

Между строк

главная