Однажды я увидела в дневнике
Arme очаровательный коллаж. Тогда родилась идея подобного поста, но только теперь я смогла худо-бедно оформить концепцию. Точнее, это некая сумма рассуждений и наблюдений.
Под
литературным героем я понимаю персонажа, чья судьба плотно вплетена в ткань художественного пространства, т.е. это именно
герой, а не предмет мебели - подобными "героями" нередко грешит современная фэнтези. Иными словами: если идет война и от взрыва погибает человек, о котором мы ничего не знаем и его смерть никак не отзывается на действиях прочих персонажей - погиб "предмет мебели", если погибает (пусть и безымянный) герой, но в результате происходит, скажем, смещение бездарного командира (см. Некрасов "В окопах Сталинграда"), то умирает герой второго (третьего) плана.
Смерть персонажа всегда характеризуется
сменой внутреннего ритма в прозе и, вероятно, в лиро-эпических жанрах. Мне проще рассуждать о прозе, потому от неё я и буду отталкиваться. Если кто-нибудь пожелает дополнить закономерностями поэтического текста - я только за (М.Ю. Лермонтов "Бородино", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Песнь о Роланде", народные баллады и былины, поэзия серебряного века и т.д.), номне проще опираться на прозу.
Итак, меняется внутренний ритм. В художественном пространстве литературного произведения ни один герой не случаен - он является носителем определенной идеологии, традиции, образа жизни, философии. В большинстве художественных произведений кто-нибудь умирает. Что означает смерть, каким целям она служит?
1) Несогласие автора с позицией героя.читать дальшеЭтих персонажей объединяет некий, по мнению автора, "неверный путь" - независимо от того сами ли герои вступили на него или их туда привели независящие от них обстоятельства. Смерть в данном случае - способ автора показать, что путь героев заканчивается тупиком. Соответственно, два типа:а) "Не виноватая я!"читать дальшеКарамзин "Бедная Лиза": Лиза.
В. Гюго "Отверженные" Фантина.
И. Гете "Страдания юного Вертера": Вертер.
Г. Флобер "Госпожа Бовари": Главная героиня.
Героев толкнули на кривую дорожку внешние обстоятельства или искренняя страсть, вполне искренние. После смерти героев обычно остаются незавершенные дела (мать у Лизы, маленькая дочь у Фантины, умирающая Лотта у Вертера, лишенная средств к существованию дочь у г-жи Бовари). б) Торжество добродетели.читать дальшеСознательное решение героя, его саморазрушение или намеренное злодейство.
Б.К. Зайцев Голубая звезда: Никодимов; Звезда над Булонью: Джульета
К сожалению, пока никто больше в голову не пришел, но для детективной прозы такой тип умирающих героев характерен, к примеру.
Эти герои сами считают себя "людьми конченными", перед смертью их окружает безнадежность. Их смерть необходима для того, чтобы отложить в сторону конкретный путь развития и освободить пространство для развития иных героев.
Незаконченные дела у типа А продолжают влиять на окружающих. Как Эмма Бовари "она развращала его (свеого мужа) из могилы" и смерть героев типа А создает прочим героям вполне осязаемые проблемы, тогда как смерть героя типа Б лишь высвобождает сюжетные потенции.2) Несовместимость героя с окружающей действительностью.читать дальшеА. де Сент-Экзюпери Южный почтовый: Жак Бернис, Женевьева; Ночной полет: Фабьен; Маленький принц: Маленький принц
В. Гюго Отверженные: Жан Вальжан; Собор парижской Богоматери: Эсмеральда, Квазимодо.
А. Дюма Виконт де Бражелон: Рауль.
Ремизов таких героев очень любил.
Наиболее ярким для данной категории мне кажется пример "Маленького принца" - лирический герой сам просит о смерти. Эти герои не вмещаются в рамки действительности. Их праобраз - Иисус Христос и функция у них та же - искупление грехов этого мира. Читатель после их смерти страстно жаждет сделать мир хоть чуточку лучше.3) Ничего личного - это твоя работачитать дальшеФ.М. Достоевский Преступление и наказание: Старуха-процентщица, Лизвета.
Б.К. Зайцев Дальний край: девочки, погибшие от неудачно брошенной бомбы; Голубая звезда: Никодимов.
Шекспир Гамлет, принц датский: отец Гамлета.
Эта смерть необходима для духовного развития главного героя, это двигатель сюжета, вокруг которого крутится интрига.В художественном пространстве одного текста может встретиться несколько типов смертей, а бывает и так, что герой подходит сразу под несколько пунктов приведенной выше типологии. Это характерно любой классификации, но обычно не составляет труда определить доминирующий тип. Важно всегда помнить про очевидное -
никакая смерть не случайна.Мы подошли к той мысли, ради которой все и затевалось, ещё раз благодарю Вас, эрэа
ArmeСмерть лирического герояЕсть ещё один тип смерти героя, специально вынесенный мною за скобки. Любая смерть любого героя содержит потенцию этого типа смерти. Читатель может, исходя из личного опыта, увидеть эту возможность или пропустить её, но в тех случаях, когда этот тип смерти доминирует над другими неизбежно КРУШЕНИЕ МИРА. Потому и происходят изменения во внутреннем ритме текста - напряжение нарастает, плотность художественного увеличивается. Это крушение Мироздания, читателя и Возрождение (или Перерождение), сама ЖИЗНЬ. Приведенный выше коллаж под названием "Смерть лирического героя" прекрасно иллюстрирует этот тип классификации. Теперь рассмотрим конкретный пример:
Иво Андрич Мост на Дрине: Мост.
читать дальшеВ романе "Мост на Дрине" Иво Андрич описывает историю одного сербского города на протяжении нескольких столетий. Отражена его повседневная жизнь и бурная история Сербии - религиозный коктейль, смена власти - от турецкого владычества до немцев. Город живет своей жизнью - в нем рождаются легенды - превосходно показан механизм подобного явления, со сменой исторических реалий притесняемые ранее классы начинают преуспевать и наоборот - в общем: нормальное течение жизни. Примерно так выглядит большая часть текста. И вдруг на последних страницах немцы, покидая город, взрывают Мост, ритм меняется мгновенно - создается ощущение, что рушится мир вокруг и только тут читатель понимает, что именно Мост и был главным лирическим героем - с его строительства роман начался, его взрывом закончился, а жизнь города крутилась вокруг. Можно рассуждать о множестве планов восприятия этого образа, но сейчас нас интересует не это, нам важно КРУШЕНИЕ МИРА. В этом типе смерти смешалось все - реальность читателя, художественное пространство текста, реальность Творца, создателя произведения и Воля Провидения - не случайно символисты полагали, что они лишь проводники произведения, но не создатели. Эта смерть творит Жизнь, олицетворяет её.Выдержки из дискуссий:
читать дальше Фериде Значит, герой "истории успеха" - противоположность лирического героя?.. Но если лирика="я так чувствую", то, чисто технически, не важно что именно я чувствую: тоску, тревогу, радость или вдохновение... (просто мне жаль лирического героя))) не хочу чтобы он умирал!) Зачем убивать героев? Тысячи героев авторы просто мучили, а потом отпускали. Отпустить в конце - это такой извращенный вид садизма автора над героем и читателем. В смысле, что катарсис ведь не обязательно должен быть в конце произведения, он ведь может быть и в середине. Так обычно с девушками поступают (например, Татьяна, которая поплакала-поплакала да и вышла замуж по расчету). Убивать есть смысл только фигуры второго плана, чтобы подчеркнуть их значимость. Мне кажется, высший пилотаж автора заставить читателя сопереживать живущему, а не умирающему. Неужели книжный персонаж так статичен, что плывет только по течению сюжета? Кстати есть даже фильм на эту тему, актера я не люблю, но идея интересная)) www.moovie.ru/film/stranger_than_fiction/ Правда к историям любви никакого отношения не имеет.Там человека именно как идею хотят убить, а он пытается этому сопротивляться, но уже как человек))
Дейдре
Герой истории успеха не умирает в художественном произведении, иначе это уже не история успеха) Исключение - сага. "Семья Буссардель" Филиппа Эриа начинается с постройки основателем династии склепа, кстати. И герои там периодически умирают, но это закономерное течение жизни - старики уступают место молодым.
Сопереживание героям идет, куда же без него. А вот Крушение мира иначе не показать. Другой вопрос, что умирать может не человек, а, скажем, идея. Посмотри последний пример - умирает мост. Но он все равно Герой в произведении. И иначе никак. Фильм посмотрю позже, но исходя из аннотации возникла мысль о разных задачах художественного произведения. Любовные романы с печальным концом (скажем, Франсуаза Саган) имеют установку: Берегите Любовь, берегите свою жизнь, берегите своих близких. Не разрушайте их. Любовные романы с хорошим концом это сказка с установкой "Живи и Радуйся Жизни". У них разные задачи. Если умирает герой в любовном романе с хорошим концом - его смерть задает установку на Жизнь - оставшиеся герои начинают её ценить. Или происходит неожиданное сближение, разрешаются непреодолимые ранее противоречия.
Литературный герой тоже живой человек, в каком-то смысле. Согласна. И авторы порой слишком увлекаются героическими (и не очень) смертями, особенно в массовой литературе - тоже согласна. И убийство человека как идеи, точнее Человека, происходит при помощи массовой культуры. Массе не важен конкретный Человек. И совершенно правильно, что Человек пытается сопротивляться и, тем более, если он побеждает. Но такой подход не всегда оправдан. Посмотрим на смерть с другой стороны, как на мощнейшее оружие автора в реализации замысла. 461 по Фаренгейту Рэя Бредбери. Женщина сгорает заживо вместе со своими книгами, это заставляет главного героя задуматься что же такого в этих книгах, если за них человек готов пожертвовать самым ценным - жизнью. "Что может быть важнее жизни" - спрашивает себя герой. И в процессе приходит к выводу, что Жизнь. Что кастрированное существование в иллюзорном мире ею не является.