Святой Франциск(1657- 1659), Алонсо Кано, Церковь Сан-Франческо эль Гранде, Мадрид, Испания
Когда-то мы обсуждали неоднозначную биографию этого человека и его вклад в эстетику католицизма.
Обсудили и забыли. Прошло несколько лет и я наткнулась на сочинение Честертона
Франциск Ассизский. На мой вкус там слишком много патоки, но подобная сладость вполне соотносится с воззрениями Франциска.
На днях мне попались "
Цветочки св. Франциска", попались после определенного количества атеистической и богоборческой литературы - тем интереснее было поле восприятия. Честное слово, мне понадобилось какое-то время, чтобы понять, что "они это серьезно". Одни и те же приемы и диаметрально противоположный смысл (вспомним того же Таскиля).
Так вот, "Цветочки..." меня лично повеселили - очаровательный сборник сказок, что собственно и ожидается от подобного текста. Тогда я решила, что пришло-таки время ознакомиться с текстами Франциска.
Св. Франциск Ассизский. Полное собрание сочиненийМеня позабавили две версии устава. Сравните устав 1221 (не утвержденный) и 1223 (утвержденный).
Устав 1223 г. в значительно большей степени, чем предыдущий, отмечен коллегиальностью составления. Окончательная его редакция принадлежит кардиналу Гуголину. Об этом сообщают источники, и это подтверждается формой изложения: написанный на хорошем латинском языке, он по стилю сильно отличается от других произведений св. Франциска. Ясные и четкие юридические формулировки соответствуют каноническому праву того времени. И все же иногда через лаконичность и сухость этих юридических формулировок пробивается лирический и задушевный слог св. Франциска, как это особенно видно в главах 6 и 10.Видно-то оно видно, лирика Франциска - лирикой Франциска, однако при сравнении с предыдущей версией устава очень заметна формальная обработка, которой подвергся текст. Нечто подобное хотелось бы сказать и о завещании Франциска: приведенный ниже отрывок как-то совершенно не в духе данной личности.
читать дальше Строго приказываю всем братьям во имя послушания, чтобы, где бы ни были, не осмеливались добиваться никакой грамоты в Римской курии ни сами, ни через третье лицо, ни для церкви, ни для другого какого места, ни оправдываясь проведническим служением, ни телесными преследованиями; и где не были приняты, пусть бегут в другую землю творить покаяние, благословляя Господа. И твердо хочу повиноваться генеральному министру этого братства и тому гвардиану, которого ему будет угодно мне назначить. И так хочу быть в его руках, чтобы не мог никуда идти и ничего делать без послушания его воле, потому что он мой господин. И хотя я прост и немощен, однако всегда хочу иметь клирика, который бы мне исполнял службу, как предписано в Уставе. И все другие братья пусть так же повинуются своим гвардианам и выполняют свои обязанности по Уставу. А о которых откроется, что они не выполняют обязанностей согласно Уставу и хотят каким-либо образом что-то изменить, или что они не католики, все братья, где бы ни были, обязаны, где бы ни обнаружили кого-либо из таких, передать ближайшему кустоду тех мест, где его обнаружили. А кустод непременно обязан его строго охранять, как колодника днем и ночью, так чтобы не мог вырваться из его рук, пока не предаст его собственноручно в руки своего министра. А министр непременно обязан отослать его к тем братьям, которые будут денно и нощно его сторожить, словно колодника, пока не передадут его господину Остийскому, каковой есть владыка, охранитель и наставник всего братства. И пусть не говорят братья: „Это новый Устав”, потому что это напоминание, увещевание, побуждение и завещание мое, которое я, ничтожный брат Франциск, делаю вам, благословенным братьям моим, для того, чтобы мы как можно точнее соблюдали Устав, обещанный нами Господу.(Ср. с
Посланием к Ордену, к примеру)
читать дальшеКто же из братьев не пожелает этого соблюдать, тех не считаю ни католиками, ни своими братьями, не хочу ни видеть их, ни говорить с ними, пока они не покаются. Это касается и всех тех, кто бродит, блуждая, презрев дисциплину устава; потому что Господь наш Иисус Христос отдал жизнь Свою, чтобы не выйти из послушания Святейшему Отцу (ср. Фил. 2, 8).В первом случае мы имеем принуждение и угрозы, во втором - религиозную экзальтацию. Я такие вещи предпочитаю разделять.
Устав, предназначенный эремиториям показался мне наиболее интересным.
читать дальше“Эремиторий” означает пустынь, где монахи-отшельники ведут уединенную созерцательную жизнь.
...
Это краткое сочинение не подвергалось редактированию другими лицами, и поэтому оно дает более ясное представление о мыслях самого св. Франциска, чем другие его Уставы, составлявшиеся коллегиально.Признаюсь честно, этот текст вынес мне мозг. Я потом как-нибудь разберусь что там имелось ввиду и как понимать к примеру этот фрагмент:
читать дальшеБратьев, желающих вести монашескую жизнь в эремиториях, должно быть трое или, самое большое, четверо; пусть двое из них станут матерями и имеют одного или двух сыновей. Те двое, что станут матерями, должны вести жизнь Марфы, а двое сыновей – жизнь Марии
Святой Франциск получает стигматы, Джотто, 1300, Лувр, Париж, Франция
В общем, весело, да. Еще хотелось бы добавить ссылочку
францисканский портал. Там в числе прочего музыка есть, местами неплохая. Кстати, в изложении истории ордена в России есть очень забавный момент:
В советское время францисканцы разделили горькую судьбу Католической Церкви и других христиан.
На тот случай, если у кого-то возникли сомнения относительно моих религиозных убеждений и т.п. Я не исповедую ни христианство, ни какую-либо иную официальную религию, однако отношусь к ним с уважением как к культурообразующему фактору.
Кстати, господа францисканцы выложили книги своего издательства в
интернет 
вот после такого я почти готова во что-либо уверовать. Серьезно. Кто знаком с подобными изданиями знает как они порой необходимы и как сложно их найти.