23:44

Memento mori

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Однажды я увидела в дневнике  Arme очаровательный коллаж. Тогда родилась идея подобного поста, но только теперь я смогла худо-бедно оформить концепцию. Точнее, это некая сумма рассуждений и наблюдений.
Под литературным героем я понимаю персонажа, чья судьба плотно вплетена в ткань художественного пространства, т.е. это именно герой, а не предмет мебели - подобными "героями" нередко грешит современная фэнтези. Иными словами: если идет война и от взрыва погибает человек, о котором мы ничего не знаем и его смерть никак не отзывается на действиях прочих персонажей - погиб "предмет мебели", если погибает (пусть и безымянный) герой, но в результате происходит, скажем, смещение бездарного командира (см. Некрасов "В окопах Сталинграда"), то умирает герой второго (третьего) плана.
Смерть персонажа всегда характеризуется сменой внутреннего ритма в прозе и, вероятно, в лиро-эпических жанрах. Мне проще рассуждать о прозе, потому от неё я и буду отталкиваться. Если кто-нибудь пожелает дополнить закономерностями поэтического текста - я только за (М.Ю. Лермонтов "Бородино", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Песнь о Роланде", народные баллады и былины, поэзия серебряного века и т.д.), номне проще опираться на прозу.
Итак, меняется внутренний ритм. В художественном пространстве литературного произведения ни один герой не случаен - он является носителем определенной идеологии, традиции, образа жизни, философии. В большинстве художественных произведений кто-нибудь умирает. Что означает смерть, каким целям она служит?
1) Несогласие автора с позицией героя.
читать дальше
а) "Не виноватая я!"
читать дальше
б) Торжество добродетели.
читать дальше

2) Несовместимость героя с окружающей действительностью.
читать дальше

3) Ничего личного - это твоя работа
читать дальше

В художественном пространстве одного текста может встретиться несколько типов смертей, а бывает и так, что герой подходит сразу под несколько пунктов приведенной выше типологии. Это характерно любой классификации, но обычно не составляет труда определить доминирующий тип. Важно всегда помнить про очевидное - никакая смерть не случайна.

Мы подошли к той мысли, ради которой все и затевалось, ещё раз благодарю Вас, эрэа  Arme
Смерть лирического героя

Есть ещё один тип смерти героя, специально вынесенный мною за скобки. Любая смерть любого героя содержит потенцию этого типа смерти. Читатель может, исходя из личного опыта, увидеть эту возможность или пропустить её, но в тех случаях, когда этот тип смерти доминирует над другими неизбежно КРУШЕНИЕ МИРА. Потому и происходят изменения во внутреннем ритме текста - напряжение нарастает, плотность художественного увеличивается. Это крушение Мироздания, читателя и Возрождение (или Перерождение), сама ЖИЗНЬ. Приведенный выше коллаж под названием "Смерть лирического героя" прекрасно иллюстрирует этот тип классификации. Теперь рассмотрим конкретный пример:
Иво Андрич Мост на Дрине: Мост.
читать дальше

Выдержки из дискуссий:
читать дальше

@темы: теория литературы

Комментарии
17.02.2010 в 00:00

не составляет труда определить доминирующий тип...
А вот когда опыта мало *как у меня*, попытки интерпретации весьма плачевны(.
Эх, как же это сложно все...Но интересно!)) *утащила в цитатник*
17.02.2010 в 00:05

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Moon Flower Можно на примере конкретного произведения попробовать разобраться.
17.02.2010 в 15:21

Сколько бездну ни корми, она все равно в тебя смотрит.
б) Торжество добродетели.
Сознательное решение героя, его саморазрушение или намеренное злодейство.
Б.К. Зайцев Голубая звезда: Никодимов; Звезда над Булонью: Джульета
К сожалению, пока никто больше в голову не пришел

Анна Каренина не подойдёт? Свидригайлов вроде тоже...
17.02.2010 в 15:34

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Вероника-Задоринка Анна Каренина как-то мне кажется более подходящей для типа а. хотя, сюжет помню очень смутно и могу ошибаться.
Свидригайлов да, прекрасный пример.
17.02.2010 в 15:39

Сколько бездну ни корми, она все равно в тебя смотрит.
Анна Каренина как-то мне кажется более подходящей для типа а. хотя, сюжет помню очень смутно и могу ошибаться.
Хм, действительно: страсть же... Но и атмосфера отчаянья налицо.
17.02.2010 в 16:08

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Вероника-Задоринка да, она и в других случаях налицо - они потому в одном типе, но разных подгрупп. Может быть незаконченные дела (продолжают влиять на окружающих. Как Эмма Бовари "она развращала его из могилы"... и их смерть создает прочим героям вполне осязаемые проблемы, тогда как смерть типа б лишь высвобождает сюжетные потенции.
как такой вариант?
17.02.2010 в 21:40

А ведь с детства была крылатой...
Очень интересно, спасибо)

Собственно, мне кажется, несогласие автора с точкой зрения героя она может вытекать и в несовместимость с действительностью. Вспомните Базарова. Тургеневу, насколько я понимаю, близки некоторые идеи Базарова, но в целом, ему ближе позиция младшего Кирсанова. И он не видит возможности развития радикальных идей Базарова на русской почве, отсюда и отсутствие настоящих последователей, и неудача в любви. И смерть героя.

Больше что-то не вспоминается.
17.02.2010 в 22:36

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Книжные рисунки Если мне не изменяет память, Тургенев как раз хотел вывести Базарова в пункт 1 Б, но в результате получилось 2. Он где-то по этому поводу жаловался.
17.02.2010 в 22:42

А ведь с детства была крылатой...
Вот и мне память изменяет)) Помню что-то такое, но Тургенев был так давно...
17.02.2010 в 22:46

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Книжные рисунки и даже неправда :)
19.02.2010 в 10:38

we all make mistakes, but never too late (c)
Анна Каренина, думаю, скорее первый тип: у неё и дети остались, в том числе совсем маленький ребёнок, и Вронский из-за её самоубийства пошёл на войну (если я ничего не путаю). и вообще Анна была наркоманкой, только это никто почти не замечает - она опиум регулярно принимала, причём эта деталь неслучайно - Толстой не раз высказывался о вреде опиума. так что, думаю это тип 1А :)
а вот Свидригайлов, кажется, действительно, на 1Б похож.. или как там его фамилия.. постоянно всех пута. у Достоевского )))
19.02.2010 в 23:24

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Jennifer E. Malfoy не путаешь:) или мы обе путаем:)))
27.11.2011 в 21:36

Только недавно стал Вашим читателем и сразу подписчиком. Спасибо за пост.

28.11.2011 в 21:30

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Спасибо за отзыв. Может быть это даже возмотивирует меня на продолжение литературоведческой тематики.
21.09.2012 в 10:36

"Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе..." Макс Фрай
Дейдре, очень интересный разбор )
21.09.2012 в 12:20

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail